1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.
Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды.
Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских булгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе утверждение и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Булгары были разбиты и обращены в бегство.
По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военных победах. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.
Совершая празднество в честь креста Господня, Святая Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых на всех путях нашей жизни.
молитва животворящему Кресту
история ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды.
Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских булгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе утверждение и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Булгары были разбиты и обращены в бегство.
По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военных победах. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.
Совершая празднество в честь креста Господня, Святая Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых на всех путях нашей жизни.
молитва животворящему Кресту
история ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.