Успе́нская Поча́евская Ла́вра— православный монастырь в Почаеве (Тернопольская область). Крупнейшая православная святыня на Волыни и второй, после Киево-Печерской лавры, монастырь на Украине.
Согласно легенде, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240. Первое летописное упоминание датируется 1527. В 1597 монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и самое дорогое сокровище — чудотворный образ Божей Матери. В 1675 Почаевскую лавру осаждали турки, но неожиданно отступили. Это событие в народе причисляется покровительству иконы. Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иова Железа (1551—1651). C 1713 по 1832 годы Почаевский монастырь был греко-католическим. С 1730 действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богата настенными росписями, скульптурами и орнаментами.
монастырские подоворья:
С 1997 года Лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинён юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года Тернопольские и Кременецкие) архиереи.
Наместник Лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).
на территории лавры:
колокольня:
старинный собор, сохранившийся до наших времен:
Святыни:
Почаевская икона Божией Матери;
Мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
Мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.
Стопочка Пресвятой богородицы, из которой бьет источник.
Чудотворная древняя Почаевская икона по преданию была подарена инокам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего константинопольского патриарха.
Спустя некоторое время икону забрал из монастыря наследник Анны Гойской лютеранин Андрей Фирлем. Образ находился у него около 20 лет и в 1644 году вернулся в обитель. Предание связывает с возвращением историю о том, что жена Андрея стала бесноватой и, по совету Иова Почаевского, чтобы получить исцеление вернула икону в монастырь.
В настоящее время икона находится в Успенском соборе Почаевской лавры, ежедневно перед ней читается акафист.
место, где бьет источник со стопочки ( отпечаток стопы Богородицы):
Иов - игумен Почаевский
Родился на территории Галиции, в возрасте 10 лет поступил в Угорницкий монастырь. В 12 лет принял монашеский постриг с именем Иов, по достижении совершенолетия был рукоположен в иеромонаха. В 30 лет принял великую схиму с именем Иоанн (несмотря на это прославлен в лике святых с именем Иов).
мощи Иова Почаевского, здесь дают шапочки, приложенные к открытым мощами святого.
По просьбе князя Константина Острожского Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестный монастырь и более 20 лет был его настоятелем. Будучи настоятелем Иов проводил просветительскую деятельность, при нём в типографии князя Констанина была Иваном Фёдоровым напечатана Острожская Библия (первая полная славянская Библия). Под его руководством выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Недовольство по поводу его просветительской деятельности со стороны католиков и униатов заставили его около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом.
спуск в пещеру, где молился Иов:
Монахи Почаевской обители, видя благочестие Иова, сделали его игуменом монастыря. Иов ввёл в монастыре общежительный устав. При нём началась активная строительная деятельность: возведены новые монастырские стены, построен Свято-Троицкий собор, а затем ещё шесть церквей. Продолжая свою просветительскую деятельность Иов создал Почаевскую типографию. Также он не оставил работу по написанию сочинений в защиту православия. Сохранилась одна из его книг: «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» (в 1889 году была издана под названием «Почаевская Пчела»).Умер в возрасте ста лет, в 1651 году. Мощи его найдены нетленными в 1659 году, в 1833 году по решению Священного Синода мощи Иова были открыты второй раз для освидетельствования.
пещерная церковь, где находятся мощи Иова и Амфилохия и пещера.
Амфилохий Почаевский
В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру.
8 июля 1932 года, по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия (Валединского), был пострижен в монашество с именем Иосиф.
21 сентября 1933 года был рукоположён епископом Антонием (Марценко) во иеродиакона; 27 сентября 1936 года — во иеромонаха.
Осенью 1962 года, когда Лавра была на грани административного закрытия, сыграл ключевую роль в защите Троицкого собора, вследствие чего через несколько дней был насильственно госпитализирован в психиатрическую больницу.
По освобождении вернулся в родное село и поселился у своего племянника, где продолжал служить, совершая водосвятные молебны и исцеляя людей.
Одним из своих родственников был увезён за село к болоту, избит и брошен в воду. Будучи на краю смерти, в Лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий в честь святителя Амфилохия Иконийского. Выздоровев, снова вернулся в родное село.
При жизни святой прославился даром исцелений, однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её издалека к старцу.
Скончался 1 января 1971 года.
3 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение прославить в лике святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия.
Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершён митрополитом Киевским Владимиром в воскресение 12 мая 2002 года в Успенском храме Почаевской Лавры; 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с мощами последнего.
Божа гора .
Недалеко от Почаево, по дороге в Кременец есть Божа гора.
Это место с давних времен считается православной святыней – здесь в XIII столетии, как и на соседней Почаевской горе, оставила след своей стопы (левой) Богородица. С тех пор в забившем на вершине горы источнике стали исцеляться больные.
Со средних веков на горе селились в пещерах монахи, а над «ступкой» была построена часовня.Однако в начале 1960-х годов, в период расцвета борьбы с «религиозным мракобесием», церквушка и след стопы были уничтожены. Но с каждым годом всё больше людей поднимаются на святую гору, завязывая на деревьях ленточки исполнения желаний, чтобы испить чудодейственной воды и взять землицы из старой монашеской пещеры.
В нескольких километрах от Божей Горы, в 12 километрах от Кременца находится ещё одно место паломничества православного люда. Это целебный источник, скит и церковь Праведной Святой Анны.
По преданию, в древние времена здесь, на опушке леса, местные пастухи увидели икону Святой Анны. Они торжественно перенесли икону в сельский храм, но на утро она оттуда исчезла – возвратилась на место своего явления. Подумав, что иконе не понравилось, что ей оказали мало почестей, её в сопровождении священников, служивших молебен, перенесли в церковь опять. Но на утро икона снова оказалась на выбранном ею месте в лесу. Тогда специально для неё построили часовню, где и стала храниться икона Святой Преподобной Анны, а рядом забил чудодейственный источник, который стал исцелять различные людские недуги.
купальни ( мужская и женская):
50 лет назад воинствующие атеисты разрушили церковь, а источник засыпали землёй и закрыли бетонными плитами.
здесь можно попить и набрать водички домой:
В начале 1990-х годов источник Святой Анны был расчищен, для голубой родниковой воды была построена купель, а над ней вырос храм. Вода из источника всегда имеет одинаковую температуру +4 градуса, окунание в святой воде исцеляет сердечно- сосудистую, центральную нервную, моче-половую системы, помогает при расстройствах психики и самое главное от порчи, всех видов аномалий и негативного воздействия .
внутри купальни:
Земля в этих местах насыщена кремнием. . Поэтому обязательно достаньте со дна источника камушек. Зачем? Кремний сам по себе прекрасно очищает воду а поскольку источник святой и чудотворный, то он превращает любую воду в святую ( очень сильную энергетически) воду ! Положите несколько его кусочков в банку с фильтрованой водой , и постоянно обновляйте воду - пейте ее всей семьей, а также добавляйте в пищу и питье.
Свято-Духовский Почаевский скит.
В 1901 году недалеко от Почаевской Давры был заложен Скит во имя Святого Духа. Свято-Духовский Почаевский скит. В шести мощевиках находятся частицы мощей более ста двадцати Угодников Божиих и многих других святынь со всего мира крест Никиты Столпника.
Благодать Духа Святого, обильно почивающая на этом месте, не перестает являть свою силу . Много богомольцев посещавших обитель получали здесь исцеления. В недавнем времени один больной глазом, приложившись к копии Почаевской иконы Божией Матери (которая находится на иконостасе в храме Святого Духа) возвращаясь домой, получил исцеление.
посещали святыни в прошлом году, впечатлений масса.
ОтветитьУдалить