Сейчас во время Великого поста, во многих храмах совершается таинство Соборования. Для чего его совершают? Каково его значение в жизни православного христианина?
Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, - это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, было установлено Самим Иисусом Христом: "призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли " (Мк. 6,18). Затем об этом говорится и в послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Это говорит о том, что таинство Соборования было установлено для исцеления души и тела, а не для напутствия человека, находящегося при смерти, как думают многие.
По существующей в нашей Церкви традиции многие христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними таинства Елеосвящения. Это таинство именуется также и Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь - символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником - с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения человека, а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд, который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев (палочек для помазывания) обвитых бумагой, и столько же зажженных свечей.
Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов (а не всех), и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Нельзя также считать Миропомазание и Елеосвящение, одним и тем же священнодействием, т. к. это два совершенно разных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают возрастать и укрепляться в новой духовной жизни. Таинство же елеосвящения - это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви и священников, болящий получил исцеление или ослабление в своих душевных и телесных недугах.
И от того и от другого таинства следует также отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной. Люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда воспринимают его как таинство. Елей для помазывания освящается за предыдущей всенощной, когда совершалась лития (во время литии священник благословляет пшеницу, вино, елей и предложенные хлебцы). Вот этим самым освященным елеем совершается помазание за каждым всенощным бдением.
Увы, иногда в сознании людей таинство Елеосвящения превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое действие. Некоторые воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, не задумываясь о духовном его значении. Например, многие считают, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, думая, что оно приведет к скорой кончине. Но нельзя забывать о том, что сроки человеческой жизни зависят только от воли Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно после совершения над ним таинства Соборования. Но и иногда впадают и в другую крайность, ожидая немедленного выздоровления после Соборования.
Соборование не подразумевает непременного и быстрого исцеления — это таинство, в котором мы вверяем свою жизнь в руки Божьи и, отказываясь от своей воли, изъявляем готовность принять тот путь спасения, который Господь видит для нас более предпочтительным.
“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”
(Иак. 5,14-15).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.