5 августа (23 июля по старому стилю) православная церковь совершает празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери, установленное в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 2-5 августа (20-23 июля по старому стилю) 1675 г.
Чудотворная икона, написанная древним византийским письмом, невелика по размеру. На ней изображена Матерь Божия с Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения. Она же преклонила лик к главе Сына.
Кроме того, на иконе находится еще семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен в рост пророк Илья, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины.
Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс.
На списках с Почаевской иконы часто изображается святая стопа Божией Матери. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 г., повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Почаевская икона Божией Матери пребывает в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине, в городе Тернополе. Свое название икона получила от местечка Почаева, находящегося между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области. По этому же селу называется и сама Почаевская гора, на которой находится Лавра.
Как повествует сказание, около 1340 г. на месте, где ныне расположена Почаевская Лавра, поселились два инока, которые однажды стали свидетелями чудесного явления: на вершине горы стояла Богоматерь, словно объятая пламенем. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой. Чудотворный источник воды не оскудевает и поныне.
В 1559 г. через эти места проезжал Константинопольский митрополит Неофит. В благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицей Анной Гойской он благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенной им из Константинополя. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 г. перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме Успения Божией Матери; тогда же икона впервые стала называться Почаевской.
Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
В 1649 г. на самой вершине горы была построена церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, – до этого след стопы оставался под открытым небом. В 1771 г. на месте древних церквей был построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1831 г. монастырь был удостоен названия Лавры.
В 1906 г. началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле, который был расписан в 1970-х гг. Снаружи собора изображена мозаичная икона по эскизам Николая Рериха. При входе, на Святых воротах, изображена Пресвятая Богородица в огненном столпе.
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее почитают в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.
Многочисленные чудеса, проистекающие от святой иконы, засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих.
Когда в 1675 г. турки осадили Почаевский монастырь, иноки со слезами молились перед образом Богоматери и у гробницы с мощами преподобного Иова Почаевского. Когда запели акафист Царице Небесной, над храмом явилось чудное видение: блистая ярче солнца, Богоматерь держала над Почаевом Свой омофор (длинный широкий лентообразный плат), как бы покрывая обитель.
Турки, увидев небесное воинство, стали пускать стрелы в Царицу Небесную, но стрелы возвращались и поражали стрелявших. Турецкое войско смешалось, обезумевшие воины начали убивать друг друга, а затем обратились в бегство. Ободренные чудесной помощью, защитники монастыря захватили много пленных (некоторые из них приняли святое крещение и навсегда остались в Лавре). В память о чудесном избавлении обители было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Чудеса от иконы не прекращались и тогда, когда Почаевским монастырем владели униаты (члены восточно-католических церквей, в которых служат по византийскому обряду) в 1721-1831 гг.
В 1859 г. император Александр II, посетивший монастырь, пожертвовал ему новый иконостас для соборного Успенского храма. В третьем ярусе иконостаса в звездообразном серебряном киоте над царскими вратами и поныне находится чудотворная икона Божией Матери.
Каждое утро после полунощницы ее медленно опускают вниз на особых лентах и устанавливают на уровне человеческого роста для поклонения верующих. Опускается икона и по субботам, после соборного пения акафиста Пресвятой Богородице, а также по воскресным и праздничным дням, после поздней литургии.
Чудотворная икона, написанная древним византийским письмом, невелика по размеру. На ней изображена Матерь Божия с Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения. Она же преклонила лик к главе Сына.
Кроме того, на иконе находится еще семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен в рост пророк Илья, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины.
Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс.
На списках с Почаевской иконы часто изображается святая стопа Божией Матери. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 г., повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Почаевская икона Божией Матери пребывает в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине, в городе Тернополе. Свое название икона получила от местечка Почаева, находящегося между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области. По этому же селу называется и сама Почаевская гора, на которой находится Лавра.
Как повествует сказание, около 1340 г. на месте, где ныне расположена Почаевская Лавра, поселились два инока, которые однажды стали свидетелями чудесного явления: на вершине горы стояла Богоматерь, словно объятая пламенем. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой. Чудотворный источник воды не оскудевает и поныне.
В 1559 г. через эти места проезжал Константинопольский митрополит Неофит. В благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицей Анной Гойской он благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенной им из Константинополя. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 г. перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме Успения Божией Матери; тогда же икона впервые стала называться Почаевской.
Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
В 1649 г. на самой вершине горы была построена церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, – до этого след стопы оставался под открытым небом. В 1771 г. на месте древних церквей был построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1831 г. монастырь был удостоен названия Лавры.
В 1906 г. началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле, который был расписан в 1970-х гг. Снаружи собора изображена мозаичная икона по эскизам Николая Рериха. При входе, на Святых воротах, изображена Пресвятая Богородица в огненном столпе.
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее почитают в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.
Многочисленные чудеса, проистекающие от святой иконы, засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих.
Когда в 1675 г. турки осадили Почаевский монастырь, иноки со слезами молились перед образом Богоматери и у гробницы с мощами преподобного Иова Почаевского. Когда запели акафист Царице Небесной, над храмом явилось чудное видение: блистая ярче солнца, Богоматерь держала над Почаевом Свой омофор (длинный широкий лентообразный плат), как бы покрывая обитель.
Турки, увидев небесное воинство, стали пускать стрелы в Царицу Небесную, но стрелы возвращались и поражали стрелявших. Турецкое войско смешалось, обезумевшие воины начали убивать друг друга, а затем обратились в бегство. Ободренные чудесной помощью, защитники монастыря захватили много пленных (некоторые из них приняли святое крещение и навсегда остались в Лавре). В память о чудесном избавлении обители было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Чудеса от иконы не прекращались и тогда, когда Почаевским монастырем владели униаты (члены восточно-католических церквей, в которых служат по византийскому обряду) в 1721-1831 гг.
В 1859 г. император Александр II, посетивший монастырь, пожертвовал ему новый иконостас для соборного Успенского храма. В третьем ярусе иконостаса в звездообразном серебряном киоте над царскими вратами и поныне находится чудотворная икона Божией Матери.
Каждое утро после полунощницы ее медленно опускают вниз на особых лентах и устанавливают на уровне человеческого роста для поклонения верующих. Опускается икона и по субботам, после соборного пения акафиста Пресвятой Богородице, а также по воскресным и праздничным дням, после поздней литургии.
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем к дивному образу Ея, иже на горе Почаевстей: к немуже умильно взирающе и молящеся Царице Владычице из глубины душевныя вопием: О Пречудная Дево, Мати Господа Вышняго, от лет древних избравшая обитель Почаевскую в место селения Своего! Землю отечественную нашу в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред Пречистым Твоим образом со слезами. Не отврати рабы Твоя тщи: Тя бо едину Надежду имами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.