Неподалеку от Севастополя, возле мыса Фиолент, что в переводе с греческого означает "Божья страна" или просто "Божий", нашел себе тихое пристанище мужской монастырь святого Георгия Победоносца.
Более 3 тысяч лет тому назад здесь возвышалось капище в честь богини-девственницы Дианы. Здесь тавры и скифы приносили своим богам в жертву застигнутых бурею путешественников: обезглавливали их, трупы бросали в море, а головы, как трофеи, нанизывали на шесты.
Христианское учение пришло в Крым уже в I веке по Рождестве Христовом. Первым огласил эту землю своей проповедью святой апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа, брат апостола Петра'. Слава о храме Дианы, естественно, привлекла внимание апостола Андрея, так как известно, что святые апостолы направлялись с проповедью святого Евангелия преимущественно в препрославленные центры языческого мира. Проповедь святого Андрея имела большой успех, и вскоре христианство приняли множество язычников, и не только из херсонесских греков, но также из тавро-скифов, что доказано митрополитом Макарием (Булгаковым) в его труде "История христианства в России" и подтверждено многими современными учеными.
Апостол Андрей, по пути обращения язычников в христиан, ставил жертвенники и назначал епископов из своих наиболее просвещенных христианской верой учеников. Эти жертвенники, превратившиеся в церкви, устраивались в горах, лесах и пещерах во избежание разрушения их язычниками.
Именно в это время на склоне скалы, величественно возвышающейся над морем, была устроена пещерная церковь, которая и послужила в девятом веке основанием Георгиевского монастыря. В четвертом веке в ней подвизался (скрываясь от гнева язычников) святой Василий, один из семи священномучеников Херсонесских. Вот как об этом свидетельствуют древние источники.
В 310 году в Херсонес Таврический для распространения христианства прибыли епископы Василий и Ефрем. Обличая заблуждения язычников, они возбудили против себя народную ярость. Нечестивцы осыпали св. Василия ударами и изгнали из города. Удалившись на сто стадий от Херсонеса, святитель поселился в пещерной церкви близ горы Парфенон (одно из древних названий мыса Фиолент).
Спустя время у одного из херсонесских князей умер единственный сын. Его погребли вне города, и родители день и ночь с горьким плачем сидели у его могилы. Однажды, во сне, им явился умерший сын и сказал: "Что сидите здесь и рыдаете, не могут боги ваши, бездушные идолы, воскресить меня. Если же хотите видеть меня опять живым, умолите выгнанного вами епископа Василия, чтобы он помолился обо мне своему Богу. Ибо Бог, Которого он вам проповедует - Единый Истинный, имеющий власть над живыми и мертвыми, и лишь Он может восставить меня из мертвых, молитвами оскорбленного вами человека. Его вы найдете в пещерном храме возле горы Парфенон".
Проснувшись, родители отрока рассказали друг другу свои видения и еще более изумились, когда узнали, что видели одно и тоже.
С радостью возвратились они в город и рассказали обо всем своим родным. В этот же день родители нашли "человека Божия" и припали к его ногам, умоляя его воскресить сына. Святой Василий же сказал: "Как я, человек грешный, могу сотворить такое чудо? Но если уверуете в проповеданного мною Бога, получите просимое, ибо Он один силён воздвигать мертвых из гробов". "Если увидим сына живым, отвечали родители, - то все, что нам повелишь, исполним". Тогда святитель вошел внутрь гробницы, осенил умершего крестным знамением и, после продолжительной молитвы, возлил на мертвого святую воду
Сделал он это по подобию Святого Крещения, во имя Святой Троицы, и тут же юноша ожил и прославил Бога. Ужас объял предстоящих, и все припали к ногам святого, называя его великим, а Бога, им проповедуемого, Истинным и Всемогущим. Епископа Василия с честью ввели в Херсонес, после чего князь со всем своим домом крестился. И много народа, видя это, крестилось и приобщилось к сонму верных.
Незадолго перед крещением князя Владимира Киевского в Херсонесе, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Разъяренные волны несли их к огромным скалам. Чувствуя неизбежную гибель, мореплаватели взмолились святому Георгию Победоносцу. Вняв их сердечному воплю, святой явился на острове, в 70 саженях от берега, и буря тот час же утихла.
Спасенные, поднявшись на остров, обрели чудную икону святого Георгия, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение, с благословения скифского епископа, основали на скалистом берегу обитель. Более набожные греки, бывшие свидетелями явленного чуда, стали жить при монастыре и положили основание общежительству монастырскому.
Так, пещерная церковь близ мыса Фиолент была обращена в Свято-Георгиевский мужской монастырь.
Чудотворная икона св. Георгия находилась в сей обители до 1779 года. В том же году митрополит Игнатий по приглашению русского правительства переселился из Крыма в Мариуполь вместе с греками и армянами и увез с собой икону, которую установил в Харлампиевской церкви. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве, и является одним из самых ценных экспонатов музея.
Свято-Георгиевская обитель и сегодня пленит своей красотой и величием. Легкий шум волны, глухо доносящийся с моря; скалы-великаны, будто только что выросшие из воды; темные свечи кипарисов, устремленные к небу; реликтовые можжевельник и фисташка; цветущий жасмин и сморщенный скальный дуб; раскинувшая листья-лопухи смоковница все ежесекундно напоминает нам о премудром творении Божием. И невольно вспоминаются и ложатся на сердце хорошо знакомые строчки: "Слава Тебе, Господи, сотворившему вся!"
Более 3 тысяч лет тому назад здесь возвышалось капище в честь богини-девственницы Дианы. Здесь тавры и скифы приносили своим богам в жертву застигнутых бурею путешественников: обезглавливали их, трупы бросали в море, а головы, как трофеи, нанизывали на шесты.
Христианское учение пришло в Крым уже в I веке по Рождестве Христовом. Первым огласил эту землю своей проповедью святой апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа, брат апостола Петра'. Слава о храме Дианы, естественно, привлекла внимание апостола Андрея, так как известно, что святые апостолы направлялись с проповедью святого Евангелия преимущественно в препрославленные центры языческого мира. Проповедь святого Андрея имела большой успех, и вскоре христианство приняли множество язычников, и не только из херсонесских греков, но также из тавро-скифов, что доказано митрополитом Макарием (Булгаковым) в его труде "История христианства в России" и подтверждено многими современными учеными.
Апостол Андрей, по пути обращения язычников в христиан, ставил жертвенники и назначал епископов из своих наиболее просвещенных христианской верой учеников. Эти жертвенники, превратившиеся в церкви, устраивались в горах, лесах и пещерах во избежание разрушения их язычниками.
Именно в это время на склоне скалы, величественно возвышающейся над морем, была устроена пещерная церковь, которая и послужила в девятом веке основанием Георгиевского монастыря. В четвертом веке в ней подвизался (скрываясь от гнева язычников) святой Василий, один из семи священномучеников Херсонесских. Вот как об этом свидетельствуют древние источники.
В 310 году в Херсонес Таврический для распространения христианства прибыли епископы Василий и Ефрем. Обличая заблуждения язычников, они возбудили против себя народную ярость. Нечестивцы осыпали св. Василия ударами и изгнали из города. Удалившись на сто стадий от Херсонеса, святитель поселился в пещерной церкви близ горы Парфенон (одно из древних названий мыса Фиолент).
Спустя время у одного из херсонесских князей умер единственный сын. Его погребли вне города, и родители день и ночь с горьким плачем сидели у его могилы. Однажды, во сне, им явился умерший сын и сказал: "Что сидите здесь и рыдаете, не могут боги ваши, бездушные идолы, воскресить меня. Если же хотите видеть меня опять живым, умолите выгнанного вами епископа Василия, чтобы он помолился обо мне своему Богу. Ибо Бог, Которого он вам проповедует - Единый Истинный, имеющий власть над живыми и мертвыми, и лишь Он может восставить меня из мертвых, молитвами оскорбленного вами человека. Его вы найдете в пещерном храме возле горы Парфенон".
Проснувшись, родители отрока рассказали друг другу свои видения и еще более изумились, когда узнали, что видели одно и тоже.
С радостью возвратились они в город и рассказали обо всем своим родным. В этот же день родители нашли "человека Божия" и припали к его ногам, умоляя его воскресить сына. Святой Василий же сказал: "Как я, человек грешный, могу сотворить такое чудо? Но если уверуете в проповеданного мною Бога, получите просимое, ибо Он один силён воздвигать мертвых из гробов". "Если увидим сына живым, отвечали родители, - то все, что нам повелишь, исполним". Тогда святитель вошел внутрь гробницы, осенил умершего крестным знамением и, после продолжительной молитвы, возлил на мертвого святую воду
Сделал он это по подобию Святого Крещения, во имя Святой Троицы, и тут же юноша ожил и прославил Бога. Ужас объял предстоящих, и все припали к ногам святого, называя его великим, а Бога, им проповедуемого, Истинным и Всемогущим. Епископа Василия с честью ввели в Херсонес, после чего князь со всем своим домом крестился. И много народа, видя это, крестилось и приобщилось к сонму верных.
Незадолго перед крещением князя Владимира Киевского в Херсонесе, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Разъяренные волны несли их к огромным скалам. Чувствуя неизбежную гибель, мореплаватели взмолились святому Георгию Победоносцу. Вняв их сердечному воплю, святой явился на острове, в 70 саженях от берега, и буря тот час же утихла.
Спасенные, поднявшись на остров, обрели чудную икону святого Георгия, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение, с благословения скифского епископа, основали на скалистом берегу обитель. Более набожные греки, бывшие свидетелями явленного чуда, стали жить при монастыре и положили основание общежительству монастырскому.
Так, пещерная церковь близ мыса Фиолент была обращена в Свято-Георгиевский мужской монастырь.
Чудотворная икона св. Георгия находилась в сей обители до 1779 года. В том же году митрополит Игнатий по приглашению русского правительства переселился из Крыма в Мариуполь вместе с греками и армянами и увез с собой икону, которую установил в Харлампиевской церкви. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве, и является одним из самых ценных экспонатов музея.
Свято-Георгиевская обитель и сегодня пленит своей красотой и величием. Легкий шум волны, глухо доносящийся с моря; скалы-великаны, будто только что выросшие из воды; темные свечи кипарисов, устремленные к небу; реликтовые можжевельник и фисташка; цветущий жасмин и сморщенный скальный дуб; раскинувшая листья-лопухи смоковница все ежесекундно напоминает нам о премудром творении Божием. И невольно вспоминаются и ложатся на сердце хорошо знакомые строчки: "Слава Тебе, Господи, сотворившему вся!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.