Рождество Пресвятой Богородицы - итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества.
Праздник Рождества Богородицы вводит человека в совершенно особый круг идей и размышлений. Путем длинного ряда поколений Промысел Божий подготавливал для себя на земле этот сосуд Божества.
«Преблагословенная Мария, происходя по прямой линии от Авраама и Давида, в числе своих предков считает ветхозаветных патриархов, много первосвященников, вождей и царей иудейских. Таким образом, если достойные уважения доблести, душевные свойства и заслуги усвояются и доставляют в миру уважение имени их потомков; то вера, кротость, мужество, терпение и другие добродетели рода Аврамова и Давидова в самом рождении Девы Марии украсили Ее имя».
«Преблагословенная Мария, происходя по прямой линии от Авраама и Давида, в числе своих предков считает ветхозаветных патриархов, много первосвященников, вождей и царей иудейских. Таким образом, если достойные уважения доблести, душевные свойства и заслуги усвояются и доставляют в миру уважение имени их потомков; то вера, кротость, мужество, терпение и другие добродетели рода Аврамова и Давидова в самом рождении Девы Марии украсили Ее имя».
События рождества Пресвятой Богородицы произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители. Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети... Но безплодие вступало в противоречие с повелением Божиим «Плодитесь и размножайтесь!» Оно считалось в Израиле большим несчастьем. Небесное благословение люди видели в многочисленном потомстве.
Старики привыкли к насмешкам и находили утешение в Храме. Но однажды на праздник Иоакима не пустили к жертвеннику: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь наследников, а, значит, наказывает тебя Господь; наверное, есть у тебя какие-то тайные грехи, в которых ты не хочешь раскаяться».
От горя, позора, обиды он ушел в пустынное место, к пастухам, стыдясь вернуться в дом и надеясь вымолить у Бога прощение. Бедная Анна во всем винила себя. Плакала, молилась и обещала, что если свершится чудо и снимется с нее поношение, она посвятит дитя Богу.
По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот. На этот сюжет написана икона: "Встреча Иоакима и Анны".
А через девять месяцев у них появилась девочка - Мария. Ей суждено было стать первым шагом в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти.
Земная жизнь БОГОРОДИЦЫ
Ангел Божий, после благовествования Анне, явился и св.Иоакиму в пустыне и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои. Жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое.
Встреча праведных Иоакима и Анны
Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иерусалим и там действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. Увидя мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием: "Знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня потому, что я была как-бы вдовою - и теперь не вдова, была бесчадною - и теперь буду иметь чадо". Здесь они рассказали друг другу все подробности явлений Ангела, принесли в храме жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько времени оставались в Иерусалиме ожидать исполнения полученного ими обетования.
Вскоре они увидели над собою совершение этого чудного обетования. В 9-й день декабря православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: "Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". "Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотию, светится радостию и ликует, громко взывая: "Радуйтеся со мною все колена Израилевы: Я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в бесчадии: так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною".
Рождество Девы Марии
"Увидят люди и подивятся, - что я стала матерью: вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего.
По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось - и св. Анна, в 8-й день сентября родила дочь.
Празднуется Рождество Пресвятой Богородицы
08 сентября (старого стиля) - 21 сентября (нового стиля)
Восторг родителей освободившихся от "поношения бесчадства", был невыразим. Явное чудо милости Божией прежде всего обратило очи их, полные слез благодарности, к небу - и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: "Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресл плод, на радость нам". Анна в безмолвном восторге, возносясь к небу душою, смиренно помышляла:
Праведная Анна с Девой Марией
"Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи дал мне произростить пречистый плод от бесплодного корня". - И святая Церковь разделяя восторг праведных Иоакима и Анны взывает вместе с ними всему миру:
" Сей день Господень! Радуйтеся людие"!
Преблагословенная Дева несмотря на тогдашнюю маловажность некогда знаменитого дома Давидова, в своем рождестве наследовала высокую славу: род Ее, исходя от Авраама и Давида и продолжаясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей Иудейских. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.
Св.Иоаким, в живейшей благодарности, принес в храме, какую мог жертву Богу; когда же настал пятнадцатый день по рождении младенца, то по обычаю Иудейскому, новорожденную дочь назвали именем Мария данным Ей от Ангела еще прежде зачатия. Св.Младенец был храним и воспитываем со всею нежностью и заботливостью благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся.
Предание говорит, что когда Пресвятой Деве исполнилось шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы испытать: может ли она стоять, и Преблагословенная, сделав семь шагов, возвратилась в материнские объятия. При исполнении года Марии, Иоаким сделал большой пир и созвал на него священников, книжников, старейшин и много народа. На Этом пире он поднес к священникам дочь свою и они благословляя ее сказали: "Бог отцов наших благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах"!
Первые шаги Девы Марии
Присутствующие отвечали: "Да будет, Аминь"! После этого он поднес дочь к первосвященникам, которые также благословив ее сказали: "Боже Вышний! Призри на дитя и благослови его благословением последним не имеющим преемства". Сама же Анна с радостию взывала при этом: "Воспою песнь Господу Богу моему, Он призрел на меня и отъяв поношение врагов моих, дал мне плод правды, единственный и многоценный пред Ним". И отнеся младенца в спальню, снова вышла к гостям и служила им.
По достижении Мариею двухлетнего возраста, св. Иоаким хотел исполнить над Благодатною дочерью обет посвящения Ее храму: но св. Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы дитя не соскучилось по доме и не стало бы искать родителей, уговорила супруга отложить это посвящение еще на год. В это время, в Благословенном младенце Деве начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали все чаще и чаще внушать Ей, что Она родилась в следствии молитв их; что Она посвящена Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна разлучиться с ними и жить у Бога в храме, что Ей там будет гораздо лучше, чем у них и, если Она будет любить Бога и следовать закону Его: то Бог сделает Для нее гораздо более, чем они!
Так святые Иоаким и Анна приготовляли своего младенца к посвящению Богу.
Намерение о посвящении храму Девы Марии сделалось гласным в Иерусалиме, и все благочестивые израильтяне и израильтянки ожидали его с особым чувством благоговения. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество юных девиц, сверсниц Марии, долженствовавших сопровождать Ее в храм. Не разделить печаль разлуки родителей и не утешать тоскующую дочь они были созваны: но участвовать в общей радости и быть свидетелями полной готовности их к разлуке. Кто более любит дитя, как не мать? Но Анна вдохновленная Духом - как свидетельствует Св.Церковь - Пречистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий. Шествие было торжественно: все шли, имея в руках зажженные свечи; весь сонм провожающих пел псалмы и священныя песни.
Мог ли кто из сопутствовавших Марии думать, что они окружают Ту, которой суждено быть "Благословенною в женах", "ублажаемою всеми родами"? Мог ли кто предвидеть, что эта юная Дева вскоре прославится сонмом духов безтелесных, святых и пророков, как "честнейшая херувим и славнейшая серафим"?
Введение во храм
В предании людей благочестивых и внимательных к путям Промысла Божия сохранились следующия подробности вхождения Пресвятой Девы во храм.
Когда Иоаким и Анна, со всеми сопровождавшими Святую Деву, приблизились с посвящаемою Дочерью к храму, то в сретение им вышли с пением из храма служившие в нем священники и сам первосвященник. Благоговейно поставила праведная Анна свою Дочь на первую ступень храмоваго крыльца.
Блаженный Иероним пишет, что крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней, по числу "степенных" псалмов; эти псалмы священники и левиты пели, входя в храм для служения, на каждой ступени по одному.
Пречистая Дева при виде селения Господня и служителей святыни Его, как-бы окрыленная духом любви к Богу и укрепленная силой Его, - одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста. Ангелы Божии - говорит Георгий Никомидийский - невидимо окружили Ее и служили Ей; и хотя они еще и не ведали тогда таинства воплощения, но как слуги Господа, по повелению Его, служили Богоотроковице при Ея вхождении. Такое сверхестественное вхождение слабаго младенца, который далеко оставил за собою всех старших, поразило удивлением присутствовавших.
Следуя с Пречистой Отроковицею к храму, Захария поставил Ее на третьей ступени жертвенника. Здесь - говорит древнее предание - Господь Бог осенил Ее благодатию Своею, и Она возрадовалась духом.
Прозрев во вводимой таинницу великих судеб Божиих, первосвященник не остановился там, где обыкновенно стоял молящийся народ, но повел Марию далее, "за первую и вторую завесу", в глубину внутренняго святилища, во "Святая святых", куда не дозволялось входить не только никому из женскаго пола, но и самим священникам, и куда лишь однажды в год, в день очищения, имел право входить только один первосвященник с жертвенною кровью.
"Во Святая Святых, Святых
Святая и Непорочная Святым Духом вводится" - воспевает св.Церковь
Захария, введя Марию во Святая святых, назначил это место для постоянных молитв Ея. Тогда как другим девам было строго воспрещено приближаться к святилищу, Пресвятая Дева, со времени Ея введения в храм, во всякое время могла входить туда для молитвы, что сделано 3axapиeю, без сомнения, по особому внушению Божию. Св. Феофилакт говорит об этом так:
«Apxиepeй в то время, объятый Богом, был вне себя и уразумел, что Отроковица эта есть вместилище Божественной благодати и более его самого достойна предстоять повсечасно лицу Божию. Вспомнив же сказанное в законе о кивоте, которому повелено находиться во Святая святых, он уразумел, что это прямо указывало на cию Отроковицу. И потому, нимало не усумнясь, осмелился, вопреки постановлений, ввести Ее во Святая Святых».
Вот почему Ангелы, в недоумении и трепете прозревая в настоящем событии дело Божественнаго домостроительства, благоговейно удивлялись вхождению Девы во Святая святых. Святое святых в это время не нмело уже ковчега завета, с его священными принадлежностями, было совершенно пусто, - и этим как - бы свидетельствовало об окончании подзаконных времен. Ветхозаветныя тайны сеней и гаданий стали разъясняться, открывая ряд других тайн, более высоких; и небесные служители распростирали крыла свои уже не над ковчегом Ветхаго Завета, не существовавшим в храме Зоровавелевом, а над новым, живым кивотом свидения, и славословили Господа.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя свое воле Отца Небеснаго, по принесении благодарственных жертв, даров и всесожжений и получении благословения от священников!», возвратились с своими родственниками в дом свой. Жизнь их снова потекла одинокою, хотя и не была так печальна, как прежде. Теперь не безпокоили их ни собственная скорбь о неплодии, ни посторонния укоризны за безчадие; но Дитяти - их утешения - не было с ними! Им ниспослан был Божественный дар за их страдания, дано вкусить на старости отрадныя чувства родительскаго сердца; но предмета их радости опять не было с ними! Впрочем, праведные Богоотцы не плакали в разлуке с возлюбленною Дочерью, а радовались и славили Бога: все естественныя чувства чадолюбия, всю сладость горячей любви к Ней они с безусловною готовностию и благоговейным восторгом принесли теперь в приятную жертву Тому, от Котораго и получили свое Дитя. К тому же святые супруги могли сознавать, что лучшим выражением своей любви к Богоданному младенцу может быть лишь неприкосновенное сохранение его от всего худого и лучшее воспитание в духе закона Божия; а где полнее и успешнее можно было этого достигнуть, как не в храме Божием, куда не проникает ничто нечистое, где все дышет святостию? И когда же ecтecтвeннеe было начать это священное дело, как не с самых ранних лет Дитяти, когда сердце его так доступно всем прекрасным впечатлениям? Пресвятой Деве - одушевленному храму Божию и надлежало воспитаться в храме, как воспевает Ей Св. Церковь: "в Божественнем храме, яко суща Божественный храм, от младенства чист, со свещами светлыми, отдана бывши, явилася еси приятелище неприступнаго и Божественнаго света".
Пресвятая Дева, оставшись в Иерусалиме, возрастала среди других девиц, воспитывавшихся при храме в особых пристройках. При них были блaгoчecтивыя надзирательницы, сведущия в Св. Писа-нии и искусныя в рукодельях, которыя обучали Ее тому и другому. Для молитвы Она входила во Святая святых, куда не дозволено было вносить с собою работу или какую-либо постороннюю вещь. Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, a вместе с тем полюбила и необходимое для нея уединение. При таком настроении святой Отроковицы, все относящееся к Богу (и действующее на сердца других детей слабо и на короткое время) в Ея сердце производило глубокое и неизгладимое впечатление. Величие Иерусалимского храма, с его украшениями и завесами, безчисленное множество стекавшихся сюда для поклонения людей не только из Иудеи, но из разных стран света, - все это возбуждало и усиливало в Ней глубочайшее благоговение к Богу. Каждый предмет, каждое действие в храме обращали мысль Ея к Богу и заставляли сильнее и сильнее любить Его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.