В различных культурах символизирует высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие.
Кельтский крест Магический крест | Противопоставляется кругу и квадрату, которые наделяются функцией отграничения некоего внутреннего пространства, тогда как крест актуализирует идею центра и исходящих вовне направлений. Связан с символикой солнца и представляет собой изображение спиц солнечного колеса (двух перпендикулярных диаметров круга). В этом значении использовался в Индии, Ассирии, Китае, Финикии; также был известен древним скандинавам и германцам. Крест воплощает единение противоположностей: духа и материи (символизируемых, соответственно, тремя измерениями по вертикали и четырьмя по горизонтали), мужского и женского, высшего и низшего, жизни и смерти. Смерть божества или героя на кресте ведет к возрождению в новой, вечной жизни — этот мотив отражен в мифологии многих народов. Крест-перекресток связывается с идеей выбора. Крест может быть рассмотрен как космический символ: его поперечная перекладина символизирует горизонт, вертикальная стойка — ось мира; концы креста олицетворяют четыре стороны света. На некоторых изображениях фигурирует семиконечный крест, уподобляемый мировому древу; его семь концов символизируют семь небесных сфер. Однако крест — это символ не только макрокосма, но и микрокосма: это образ человека с распростертыми руками. Египетский анх — крест с петлей в навершии — являлся символом жизни, бессмертия; также понимался как ключ к божественному знанию. Т-образный кресту евреев — символ мессии, спасения и вечной жизни; в целом он олицетворяет равновесие противоположных принципов. Равносторонний крест — символ связи мужского и женского, вертикального и горизонтального, эмблема Гекаты как богини перекрестков. Свастика наделяется подчеркнуто солнечной символикой. Крест и круг олицетворяют соединение мужского и женского; крест и шар (где шар является опорой креста) выступают как символ верховной власти. Существует два главных типа креста: латинский и греческий. | |
Особенности которых повлияли на типы архитектуры обеих церквей. Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый crux imissa, вертикальная ось в нем пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. В греческом кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посредине, образуя квадрат в плане и этот крест называется crux quadrata. Крест святого Андрея образует букву X и называется crux decussata, от латинского слова для римской цифры 10. По преданию св. Андрей был распят на кресте в виде буквы X (она же латинская цифра 10). Этот крест постоянно присутствует в геральдике Шотландии, чьим патроном является св. Андрей. Крест Тау, напоминающий греческую букву Т, был изображен израильтянами на входных дверях храма. Согласно Исходу - второй книге Ветхого Завета - это и был знак, на котором Моисей воздвиг змея в пустыне. Этот крест называется crux comissa и означает нисхождение духа в этот мир. Он был крестом св. Антония в Египте. Крест анх использовался коптами, египетскими христианами. Он связывает крест с древом жизни. Египетский иероглиф анх был знаком жизни, а также клятвы. Анх был в руках у мумий умерших и изображался в руках фараонов. Он состоит из тау креста, увенчанного иероглифом «ру». Крест Тау, имеющий направление вниз, означает снисхождение духа в материю (четыре стороны света, четыре элемента). Иероглиф «ру» (знак духовного, врата рождения, третий глаз) означает излияние света и проход существ из тонких миров в мир материальный. Сочетание круга и креста является знаком сплава духовного и материального, символом инициации, второго рождения, а также символом видения тонких миров. Папский крест - это латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами - каждая верхняя несколько короче нижней. Используется в папских процессиях. Трактовка креста в христианстве отражает общую символику образа. Согласно апостолу Петру, перевернутый крест — символ Адама, грехопадение которого извратило божественный порядок, тогда как прямостоящий — символ Христа, восстановившего изначальный строй. Его вертикаль — это логос, божественное слово, тогда как горизонталь олицетворяет человеческую природу богочеловека. Изначально в христианстве крест воспринимался как символ не столько страдания, сколько торжества (поскольку являлся знаком победы над смертью, залогом будущего воскресения); именно в этом значении он стал эмблемой крестоносцев. Крест распятия, якобы изготовленный из древесины древа познания добра и зла, отождествлялся с мировым древом, которое описывалось как дерево, стоящее в центре земли и высящееся с земли до небес, как опора вселенной. По другой версии, также подчеркивавшей его космическую символику, он был сделан из деревьев четырех стран света (кедра, кипариса, оливы и пальмы). Кроме того, крест распятия считался знамением рубежа двух эпох. Вышесказанное позволяет рассматривать его как образ мира в пространственно-временном аспекте. Крест распятия имел, скорее всего, форму буквы Т (столб с короткой перекладиной на вершине). Впоследствии христиане приняли в качестве сакрального знака симметричный четырехсторонний крест (возможно, под влиянием древнего солнечного символа). При разделении церквей католическая ветвь христианства приняла в качестве своего атрибута так называемый латинский крест, нижняя перекладина которого была длиннее прочих в два раза. Крест — распространенный образ в западной традиции, в равной степени это обусловлено как влиянием христианства, так и изначальным значением символа. Он играет важную роль в религиозных и магических ритуалах; широко используется в эмблематике; многие знаки отличия (ордена, медали) имеют форму креста. Крест может выступать как личный знак, подпись; как оберег, талисман; как образ смерти и знак отмены, вычеркивания. |
Великая сила креста.
Крест считается символом христианской веры – скипетром и мечом Божьим, которым Господь победил врага-дьявола и саму смерть. Одновременно фигура креста является предметом поклонения многих религий по всему миру.
Православные христиане почитают всякий вид креста как символ веры и воплощения того креста, на котором был распят Иисус Христос. Это относится и к четырёхконечному напёрсному кресту. А вот шести- и восьми- конечные кресты изображают только крест Христов, поскольку на нём имелась дополнительная верхняя перекладина с дощечкой, где была надпись: «Иисусе Назарянин, Царь Иудейский». Нижняя же перекладина символизирует спасительность креста для верящих в Господа. В то время римляне распинали обречённых на смерть людей на крестах с перекладинами, чтобы в них упирались ноги. Иначе под тяжестью тела гвозди порвали бы руки и ноги и не удержали его на кресте. На кресте же Христовом эта перекладина изображается скошенной, как бы указывающей, подобно стреле, путь в Царствие Небесное, открытый Спасителем, и сошествие в ад.
«Сим победишь!»
Далеко не сразу после смерти и Воскресения Иисуса крест Господень стал символом христианской веры, которая, несмотря на жестокие преследования, всё больше распространялась по Малой Азии и южной Европе. Этому в значительной мере способствовали подвиги и страдания мучеников, многие из которых, подобно Христу, заканчивали свой жизненный путь на кресте.
В 306 году римским императором стал Константин, выросший в не совсем обычной царской семье: его отец был язычником, а мать, царица Елена, христианкой. Она сумела привить сыну благожелательный интерес к новой религии, которую исповедовала сама.
В 312 году Константин оказался вынужденным вступить в борьбу за титул римского императора с бросившим ему вызов военачальником Максентием.
Накануне решающего сражения, когда стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели в небе огромный крест с надписью: «Сим победишь». А ночью во сне Константину явился Христос и велел изобразить крест на знамёнах и щитах воинов. Это видение произвело на него столь сильное впечатление, что утром он поспешил исполнить повеление Божье и приказал своим воинам поместить на знамёнах и щитах христианскую монограмму – греческие буквы «кси» и «ро».
В последовавшем кровавом сражении близ Рима Максентий потерпел сокрушительное поражение. А константин, вступив в Рим, приказал поставить на городской площади статую Христа с крестом в руке. На следующий год после предречённой ему Господом победы этот император, вошедший в историю как Константин Великий, издал Миланский эдикт, отменявший законы, по которым преследовались христиане, предоставил им свободу и вернул конфискованное во время гонений имущество.
В период его правления царица Елена постоянно заботилась о распространении христианской веры, строительстве храмов и церквей. Однажды Константин попросил мать поехать в Иерусалим, чтобы разыскать там тот крест, на котором был распят Иисус Христос. Император считал, что находится в неоплатном долгу перед Божественным покровителем и, хотел таким образом способствовать прославлению Господа.
По приезде в Иерусалим царица Елена начала поиски креста Христова, которые долго не давали результата. Наконец от одного очень старого еврея она узнала, что крест был зарыт в укромном месте, где затем над ним выстроили языческий храм. Царица приказала немедленно начать раскопки в указанном месте. Там действительно были найдены три креста и около них дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Но никто не мог сказать, на каком из трёх крестов был распят Иисус Христос. Тогда привели одну тяжелобольную женщину, и патриарх Макарий попросил её приложиться ко всем трём крестам. Приложившись к первому и второму, она не получила облегчения, а когда приложилась к третьему – сразу же выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать кресты к холодному телу. От первых двух никакого чуда не произошло. Когда же к покойнику приложили третий крест, он ожил.
После этого царица Елена, патриарх Макарий и все духовные пастыри, находившиеся там, признали третий крест за тот, на котором был распят Иисус Христос, и стали поклоняться ему и целовать его. Поскольку в том месте собралось очень много людей и, все не могли подойти к священной реликвии, патриарх взошёл на возвышение и многократно поднимал крест, «воздвигал» его, а народ повторял: «Господи, помилуй». Позднее в память о Воздвижении Креста в Иерусалиме была составлена специальная молитва: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим».
Сам император Константин, благодаря которому был обретён крест Господень, крестился незадолго до своей смерти, потому что раньше считал себя недостойным принять это таинство. За всё, что он и его мать, царица Елена, сделали для распространения христианства, Церковь причислила их к лику святых.
Историки-богословы считают, что окончательное утверждение креста Христова как всеобщего символа христианской веры произошло после ещё одного Божественного знамения, о котором епископ Сирил, позднее тоже признанный святым под именем Кирилла, так писал императору Константину II: «В святые дни Троицы, в майский нон (7 мая), около третьего часа над святой горой Голгофой в небе появился огромный светящийся крест, столь великий, что доходил до Оливковой горы и был виден совершенно ясно не одним или двумя, а всеми жителями города Иерусалима. Крест этот не явился, как многие могут вообразить, игрой воображения, ибо в этом случае он быстро исчез бы, однако он был виден на протяжении нескольких часов, и его сияние было ярче лучей солнца… И так весь народ, охваченный и радостью, и трепетом при виде небесного знамения, собрался в церкви, стар и млад, мужчины и женщины, даже служанки, местные и пришлые, христиане и идолопоклонники, и все они в один голос вознесли хвалу Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божьему, Чудотворцу».
Позднее крест Господень был захвачен персами и возвращён только в 628 году при византийском императоре Ираклии. В честь двух знаменательных событий – нахождение креста и вызволение его из плена православной церковью – установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 28 августа по новому (14 августа по старому) стилю.
Это – единственный двунадесятый, т.е. один из двенадцати главных православных праздников, который посвящён событиям не из жизни Спасителя или Матери Божьей. Накануне этого дня после всенощной украшенный цветами крест торжественно выносится на середину храма. После его выноса верующие подходят и прикладываются к кресту под пение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим». По православному обычаю, если дома есть крест Господень, его тоже украшают венком из цветов.
Тайна креста.
Геометрическая фигура креста таит в себе многовековую тайну. Почему символом, связанным с человеческой жизнью – её зарождением или концом, – является именно крест? Почему следы поклонения кресту в той или иной форме можно найти по всему миру? Чем этот таинственный и универсальный знак привлекал к себе внимание на протяжении тысячелетий?
Не вызывает сомнений, что крест – это не изобретение христианства и даже не античности. Его происхождение вообще не возможно соотнести с каким-либо одним историческим периодом или народом. Разнообразнейшие кресты были любимым мотивом в искусстве таких древних государств, как Халдея, Финикия, Ассирия, Египет. Причём те, кто изображал эту геометрическую фигуру, явно придавали ей неизвестное нам священное значение.
Вторая загадка креста – это его распространённость по всему миру. В Древнем Египте он использовался в мистериях. Его можно видеть высеченным на одной из таинственных фигур острова Пасхи. В той или иной форме он украшал грудь статуй по всей Центральной Америке. Ацтеки, майя, тольтеки почитали крест, а в дохристианской Скандинавии почитали санскритскую свастику – крест с загнутыми под прямым углом концами. На тибетских мандалах небо изображено в форме креста, а бесчисленные индийские храмы стоят на крестообразном основании. Этот символ почитали в Японии и Китае: в языках их народов крест является иероглифом для священного числа 10.
В более позднюю эпоху крест стал главным компонентом буддийского колеса жизни, восемь точек которого существуют в форме оригинального креста ордена тамплиеров, по сути своей также являющегося буддийским.
Разнообразные интерпретации символики креста можно найти в масонских и каббалистических легендах. А для розенкрейцеров и алхимиков крест был символом света, потому что каждая из трёх букв L, V и X получена из той или иной части этой фигуры. Причём алхимики использовали его для обозначения четырёх элементов, служивших для приготовления философского камня, – соли, серы, ртути и азота. А масоны в своих ритуалах вели поиск Утерянного Слова с помощью креста-компаса. Наконец четыре конца креста часто соотносятся с четырьмя главными стихиями – землёй, водой, огнём и воздухом.
Одним словом, крест поистине вездесущ и вечен.
Существует гипотеза, которая объясняет эту загадку так. В незапамятные времена в нашей Солнечной системе произошла грандиознейшая катастрофа: планета Земля перевернулась «вверх ногами», то есть переместились её полюса, изменился наклон её оси, а сама она перешла на новую орбиту.
В результате небесная механика стала иной. В упрощённом виде эту перемену можно описать так. Ещё в незапамятные времена люди обратили внимание на то, что в течение года Солнце перемещается на небосводе по большому кругу, который позднее астрономы назвали эклиптикой. Раньше этот солнечный круг совпадал с плоскостью земного экватора, а после катастрофы разделился и стал пересекаться с ней в точках весеннего и осеннего равноденствия, образуя таким образом крест.
Согласно древним легендам катастрофа привела к гибели загадочной «третьей расы», освободившей на Земле место для человека. Символом этого события и стал возникший в небе крест, на который обратили внимание люди. Новейшие исследования американских учёных подтвердили, что около 250 миллионов лет назад имел место «конец света», когда Земля столкнулась с кометой или огромным астероидом. Тогда погибло две трети всего живого, что существовало на суше и в океане. Такое столкновение действительно могло вызвать появление небесного креста. Но даже если бы сведения об этом каким-то образом сохранились в памяти человечества и крест стал символом вселенской катастрофы, в представлении всех народов он не нёс бы в себе сакральное оптимистическое начало, ассоциирующееся с жизнью.
Больше того, в многочисленных магических, оккультных и мистических ритуалах и обрядах крест служит оружием для борьбы с извечным врагом рода человеческого дьяволом и вообще злыми силами.
Группа исследователей из лаборатории «Наномир» при знаменитом Бауманском техническом университете, которая работает над проблемой извлечения энергии из вакуума, совершила прорыв. «Как сделать это, подсказало посещение одной из православных церквей под Трубчёвском, – рассказывают они. – Мы обратили внимание, что крест этой церкви состоял из вертикальной, двух горизонтальных и двух косых перекладин. С библейской точки зрения крест – религиозный символ. С технической же – он нам представлялся своеобразным электродвигателем, если подать на него переменный электрический ток».
Для подтверждения этого предположения был проведён опыт со сферическим конденсатором – на практике им служит луковица на православном храме – и двигателем-крестом. Когда на его верхний конец был подан ток, микромодель двигателя заработала – она вращалась. Теперь проблема сводится к тому, как обеспечить поступление первичной электромагнитной энергии из вакуума.
Молитва Честному Животворящему Кресту
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.