Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

понедельник, 6 июня 2011 г.

Украинский Иерусалим..

Земли эти наравне с Киевом и крымским Корсунем (Херсонесом) были первыми центрами распространения православного христианства в Украине. Существует предположение, что первые христианские монахи начали селиться в волынских землях ещё в IX столетии (т.е. до крещения Руси), поскольку эта территория входила в епархию св. Мефодия, простиравшуюся от Моравии до западно-волынских земель. Здесь в год крещения Руси князь Владимир заложил город своего имени (нынешний Владимир-Волынский), возле которого уже в 1001 году  возник Святогорский Зимненский монастырь.
На Почаевских горах, согласно преданию, первые монахи поселились в начале XIII века, основав Свято-Духовский монастырь-скит (это в двух километрах от того места, где находится Почаевская Лавра).



Почаевская Лавра

Рисунок Т.Шевченко 1846 г.Есть две версии происхождения названия этой местности «Почаев». Согласно одной, так её нарекли переселившиеся сюда монахи Киево-Печерского монастыря по аналогии с речкой Почайной, в которой Владимир крестил киевлян. Согласно другой версии, название местности происходит от слова «початок» - «начало» чудесных свершений, происходивших здесь.
Одним из первых чудес, которое здесь произошло, было явление монахам и местным пастухам Божьей Матери в 1240 году. В том году вся Киевская Русь подверглась разорению со стороны татаро-монголов, многие люди снялись с обжитых мест и пошли на запад искать спасения от захватчиков. Именно здесь и явилась в огненном столбе Богоматерь, оставив след своей правой ноги. На камне осталось углубление от стопы, а из-под камня начал бить чудодейственный источник. Цельбоносная стопа с источником почитается как первое чудо Почаева. Над камнем с отпечатком ноги Божьей Матери позже был возведен Успенский собор.
След от ступни левой ноги Богородицы (называемый в народе «ступка») отпечатался на Божей Горе, что на полпути от Почаева до Кременца.


Дорога к ХрамуПервые документальные сведения о монастыре на Почаевской горе датируются второй половиной XVI столетия, когда монахи из Свято-Духовского монастыря переселяются в Почаевский монастырь. В это же время, в 1559 году, в гостях у владелицы местных земель Анны Гощской (её часто называют Гойской, но поскольку фамилия происходит от волынского городка Гоща, то, наверное, она должна звучать как Гостская или Гощская) пребывал болгарский митрополит Неофит и в благодарность за оказанный ему приём оставил хозяйке икону Божьей Матери с младенцем. Через некоторое время Анна и её слуги начали замечать некий свет, исходящий от иконы. Анна убедила своего брата Филиппа, слепого от рождения, принести молитвы перед этой иконой. И брат её обрел зрение прямо перед чудотворной иконой. Увидев её силу, 14 ноября 1597 года Анна отдала икону в существовавшую тогда Успенскую церковь в Почаеве, и распорядилась основать там мужской монастырь, пожертвовав ему более 200 гектаров земли. Чудотворная икона Божьей Матери считается вторым чудом Почаевской Лавры.


В 1604 году игуменом монастыря стал преподобный Иов (Иоанн Железо), родом из семьи православных шляхтичей из-под Коломыи. До этого он 20 лет руководил монастырем в соседнем Дубно. И в Почаеве Иов сумел наладить монашескую экономику, запустил типографию, подаренную ещё Анной Гощской. Он являлся неоспоримым авторитетом в православном мире Украины, почти 50 лет защищая православие от засилья греко-католиков после провозглашения Унии в 1596 году.
Много натерпелся монастырь от внука Анны Гощской, протестанта Андрей Фирлея, который приказал разграбить Почаев и даже забрал оттуда чудотворную икону. Однако по решению Люблинского суда (или, как говорят легенды, оттого, что его жена страшно мучалась, глядя на икону) Фирлей был вынужден вернуть её обратно.
В 1648 году монастырь и его хозяйства были разграблены восставшими крестьянами. И только заступничество хозяина этих земель Яремы Вишневецкого (врага Богдана Хмельницкого, которого часто называют предателем украинского народа) предотвратило полное разрушение православной обители.


Дорога к Успенскому собору


Прожив ровно 100 лет, 28 октября 1651 года Иов Почаевский отслужил Божественную литургию и мирно отошёл к Господу. А почти через 8 лет, по видению киевского митрополита Дионисия Балабана, его тело было извлечено из земли, и оно оказалось нетленным. Мощи преподобного Иова были перенесены в Троицкую церковь, а дата их извлечения (10 сентября по новому стилю) считается днём памяти великого подвижника. В этот день для обозрения паломниками открывается серебряная рака (подарена графиней Анной Орловой-Чесменской в 1842 году) с мощами святого. Нетленные мощи Иова Почаевского считаются третьим чудом Лавры.


Колокольня Лавры
Колокольня и церковь для летних богослужений Витражи в церкви для летних богослужений


Жизнеописание Почаевского монастыря наполнено волшебными легендами.
Одна из них рассказывает, что в 1607 году татарский отряд подступил к стенам монастыря и убил одного старого монаха, шедшего в свою обитель, срезав ему голову. Но монах взял свою голову в руки, донёс её до чудотворной иконы Богородицы и только тогда умер.
Согласно другому преданию, в 1674 году один из почаевских монахов, находясь в турецком плену, так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день ее Успения был перенесен обратно в монастырь прямо с кандалами.


Успенский собор


Ещё одна легенда рассказывает о том, что в 1675 году 50-тысячная армия турков по дороге на Львов попыталась захватить Почаевский монастырь. Однако монахи призвали на помощь Богородицу, которая явилась над монастырем вместе с преподобным Иовом. Турки стали обстреливать их образы, но стрелы возвращались обратно, убивая самих неверных. Турки спешно ретировались, а монахом даже удалось взять в плен нескольких турецких воинов.
В 1704 году мальчик, пришедший на празднование Успения Богородицы, упал в монастырский колодец, но, обратившись с молитвами к Божьей Матери, спасся, схватившись за появившуюся неведомо откуда веревку.
На праздник Успения 1710 года семья из Жовквы принесла в церковь своего больного грудного ребенка. Но по дороге ребенок скончался. Однако после молитв убитых горем родителей перед чудотворной иконой ребенок ожил и выздоровел.


Успенский собор
Вернемся к истории монастыря. Более 120 лет простоял Почаевский монастырь как защитник православия в католической Польше. Но в 20-х годах XVIII столетия и он переходит под влияние греко-католиков. Его хозяевами становятся монахи-василиане, которые вскоре дают новую жизнь монастырю, превращая его ещё и в мощный финансово-хозяйственный и культурно-образовательный центр.


Николай Потоцкий и его гербВо второй половине XVIII века строится Успенский собор Лавры, определяя её нынешнее лицо. И вот как это было. Владел этими землями известный магнат Николай Потоцкий, своенравный и бессердечный. Проезжая неподалеку от Почаева, его карета неожиданно перевернулась, и граф тут же решил расстрелять безалаберного кучера. Тот же стал усердно молиться Богородице, глядя в сторону Почаевского монастыря. Потоцкий выстрелил раз – пистоль дал осечку, выстрелил два – опять осечка. Когда и на третий раз оружие не выстрелило, граф увидел силу Заступницы Почаевской. Этот случай так повлиял на Николая Потоцкого, что он перешёл из римо-католического обряда в греко-католический и выделил более 2 млн. злотых, на которые и был возведен каменный Успенский собор (1771-83 гг.) на месте деревянной Троицкой церкви. Поскольку собор строился как католический храм, то его алтарь и по сегодняшний день расположен не с восточной стороны, а с северной.
Потоцкий также добился того, чтобы в 1773 году икона Почаевской Божьей Матери была признана католической церковью во главе с папой Климентом XIV в качестве чудотворной, за что и была коронована.
Случай с чудесным спасением кучера произвел переворот в мировоззрении Николая Потоцкого. Легенда рассказывает, что граф обратился с вопросом к Господу, каким образом он может искупить свои грехи, накопленные за предыдущие годы жизни. Господь ответил, что для этого нужно построить 7 христианских храмов. Но Потоцкий не расслышал цифру и построил на своих землях 77 храмов. Поэтому на Западной Украине можно увидеть так много церквей и костёлов с гербом Потоцких «Пилявой» - семиконечным крестом. Похоронен Николай Потоцкий в склепе в Успенском соборе Почаевской Лавры.


В Успенском соборе. Рисунок Т.Шевченко. 1846 гВ 1795 году происходит третий раздел Польши, и западно-украинские земли переходят от Польского королевства к Российской империи. Здесь снова получает поддержку православие, а католическое вероисповедание постепенно вытесняется. России нужен был мощный центр укрепления и распространения православной религии на приобретенных ею западных землях. Обвинив почаевских греко-католиков в поддержке польского восстания 1830-31 годов, монастырь передают православным, а в 1833 году царь Николай I утвердил за Почаевским монастырем звание Лавры.
В XIX веке Почаевская Лавра получала большие пожертвования от богатейших семей России, её посетили императоры Николай I (1842 г.) и Александр II (подарил иконостас собору в 1859 г.).
Здесь в 1846 году по поручению археографической комиссии делал зарисовки Тарас Шевченко.


В начале XX столетия Волынский архиепископ Антон Храповицкий стал вынашивать идею строительства на территории Лавры чисто православного по своей архитектуре храма. «Не могу я править службу лицом на запад» - возмущался он. И тогда на месте дворца графа Потоцкого был построен Троицкий собор (1906-1911 гг.), который стал увеличенной копией Троицкого собора Сергиевой Лавры, что под Москвой. Архитектором был приглашен А.Щусев, который расписал и иконостас. Мозаики на стенах собора выполнены по эскизам Н.Рериха.


Троицкий собор
В Почаевской Лавре Мозаика над входом в Троицкий собор


После начала первой мировой войны Почаев был и австрийским, и снова российским, а потом большевистским и, наконец, польским. А с 1939 года сюда приходит советская власть со всеми последствиями. Во время Отечественной войны Почаевская Лавра продолжала действовать, после войны – тоже, но под бдительным оком КГБ.


Именно в эти годы в монастыре начал свою праведную жизнь Яков Головатюк (1897–1971 гг.). Побывав на фронте первой мировой, сбежав из немецкого плена, в 1925 году юноша приходит в Почаев, чтобы служить Богу. В 1932 году его мечта сбывается, и он принимает постриг под именем Иосиф. На протяжении своей долгой жизни, отец Иосиф исполнял различные работы, но особенно он славился как лекарь от физических и душевных болезней. Очередь к его домику у монастырского кладбища растягивалась на километры. Его несколько раз пытались убить неизвестные, но каждый раз молитва отца Иосифа спасала его от смерти.
В 1962 году, когда усилились гонения на церковь, он «отбил» у наряда милиции Троицкий собор, выгнав её из храма. После этого случая, старца арестовали, остригли и поместили в психиатрическую больницу под Тернополем. Долгие месяцы монахи и обычные люди боролись за освобождение отца Иосифа. После выхода из психлечебницы, ему было запрещено возвращаться в Почаевскую Лавру, и он поселился у своих родных в Иловице. Но в холодном декабре 1965 года его племянник вывез уже пожилого старца за село, избил и выбросил в болото. Только через 8 часов его нашли и привезли опять в Почаевскую Лавру, где снова постригли под именем Амфилохий. И ещё 5 лет отец Амфилохий исцелял молитвами едущих к нему со всех концов СССР людей.
Отец Амфилохий


После его смерти 1 января 1971 года и погребения, на его могиле стали происходить чудесные исцеления. Перед праздником Пасхи 2002 года мощи старца были извлечены из земли, и они оказались нетленными. И это – четвёртое чудо Почаевской Лавры.
12 мая 2002 года Амфилохий Почаевский был причислен к лику святых. Удивительное явление, которое наблюдали тысячи людей: во время канонизации преподобного Амфилохия на голубом небе появился крест из белых полос. Мощи святого Амфилохия находятся рядом с мощами святого Иова в нижней церкви святого Иова Почаевской Лавры.


Парочка фотографий за стенами Лавры: в сквере напротив стоит памятник Т.Шевченко примерно того возраста, когда он был в Почаеве. А рядом изготавливают купола для новых церквей.


Памятник Т.Шевченко Купола для новых церквей


Проехать в Почаев легко и с Тернополя, и с Кременца, и с Радивилова. Остановиться на ночлег в Почаеве можно в самой Лавре (но нужно заранее заказать место) или в неплохом частном отеле «София» (метров 300 напротив Лавры).
Именно с монастыря-скита начинается история Почаева как чудотворного места. Именно здесь начали происходить чудесные деяния, и здесь поселились первые почаевские монахи.


А началось всё холодной осенью бесконечно далёкого 1197 года. Тогда местные охотники впервые увидели здесь образ оленя, который вскоре исчез, оставив за собой огненный след в небо. На следующую весну местный феодал Иоанн Туркул видел на Скит-горе образ Богородицы, стоящей в пламени. Об этом Туркул и рассказал в 1213 году проезжавшему близ его имения афонскому монаху Мефодию. Тот ответил, что знает о необычном происшествии с Иоанном, и велел совершить паломничество в греческие монастыри.


Туркул послушался совета монаха и через 2 года отправился в путь, но по дороге тяжело заболел. Молясь о выздоровлении, наш путешественник пообещал построить храм в случае своего исцеления. Туркул выздоровел, нашёл в Афоне Мефодия и вернулся вместе с ним в свои земли на Скит-гору. Четыре дня был в уединении на горе Мефодий, и все четыре дня он видел образ Богородицы, исходящий из пламени. Из чего сделал вывод, что эти горы всегда будут под заступничеством Божьей Матери.


Так 29 августа 1219 года на Скит-горе был заложен монастырь, который быстро стал почитаемым местными жителями. Многие приходили сюда в гости и оставались здесь до конца жизни. А преподобный Мефодий прожил в монастыре до 137 лет.


Брамная церковь св.Онуфрия
На дальнем плане видны купола Почаевской Лавры


Более четырех веков расцветала здесь монашеская обитель, и до середины XVI века монастырь-скит имел первенство над всеми монастырями Волыни и Подолья. Однако беда настигла и его - эпидемия язвы лишила жизни почти всех монахов Скита. Оставшиеся пятеро переселились на соседнюю гору, где вскоре был основан Почаевский монастырь.


В XVII столетии, при Иове Почаевском, монашеская жизнь в Скиту возобновилась, и был построен храм в честь Святой Троицы, отчего Скит получил название Свято-Духовского.


Собор Святого Духа Собор Святого Духа


В 1728 году монахами-василианами здесь была возведена новая Троицкая церковь с кельями. Однако, в начале XIX века, когда волынские земли стали принадлежать России, жизнь в Скиту прекратилась, а его новый хозяин граф Чарторыйский вообще разобрал его имущество для своих хозяйских нужд.


Купола в небеВ 1900 году по прошению Духовного собора Почаевской Лавры эта гора была выкуплена, и на ней снова был заложен Скит во имя Святого Духа.


17 июня 1950 года в Скиту произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елены Путятиной), 48 лет страдавшей параличом обеих ног. Она приехала из Оренбурга, с трудом передвигаясь на двух костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к копии чудотворного образа Почаевской Божьей Матери, она тотчас смогла встать на свои больные ноги, и когда уезжала из Скита, оставила там и костыли.


Однако в 1959 году атеиствующие коммунисты снова Скит закрывают, в церквях размещают склад, клуб, а на месте престола ставят бильярд. Но Бог всё видит! Секретарь Почаевского райкома КПУ Ичанский, на вопрос, не боится ли он Бога, отвечает, срывая иконы: «Если Бог есть, то пусть он заберет у меня самое дорогое». А вернувшись домой, он узнает, что в инженерно-химической лаборатории Львовского автозавода погибла его юная дочь.


В 1990 году вновь начались богослужения в Свято-Духовском Скиту, возобновилась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Вернулись многие святыни: в церкви Серафима Саровского в шести мощевиках находятся частицы мощей более ста двадцати Угодников Божьих со всего мира, есть уникальная икона на камне, на котором святой молился тысячу дней и ночей.


Всехсвятская церковь Здание колодца


Привлекает внимание всех прихожан и редкий колодец, глубина которого 107 метров. Пока вода долетает сверху до низа проходит полминуты. А для поднимания воды используются сразу две больших кадки (литров по 30 каждая): пустая кадка, которая опускается в колодец, «помогает» подниматься наверх полной.


Колодец


Переночевать здесь можно в современной гостинице при Ските, которая называется «Почаевский свит».
Если ехать из Почаевской Лавры к источнику Святой Анны или в Кременец, то на полпути с левой стороны, среди полей увидим из ниоткуда появляющуюся необычную гору со срезанной верхушкой. Она величаво возносится над равниной, будто гордится тем, что оторвалась от своих сестёр, Кременецких гор, на целых 7 километров. Гора эта имеет большое научное значение, поскольку на её склонах, покрытых смешанным лесом, произрастает почти 300 видов растений.


А ещё местные жители заметили, что Божа гора формирует климат окружающей местности: если над горой идёт дождь, то и на равнине будет дождь, а если над горой солнце – сухая погода обеспечена. На вершине горы (заметьте, на самом верху) бьёт источник холодной и целебной воды. В ясную погоду отсюда видны, как на ладони, храмы Почаевской Лавры.


Источник на вершине горы




Название горы некоторые выводят от имени Божа – вождя антов, который правил предками славян в IV веке. Считается, что Бож погиб и был похоронен именно здесь.


Божа гора с давних времен считается православной святыней – здесь в XIII столетии, как и на соседней Почаевской горе, оставила след своей стопы (левой) Богородица. С тех пор в забившем на вершине горы источнике стали исцеляться больные. Со средних веков на горе селились в пещерах монахи, а над «ступкой» была построена часовня.


В монашеской пещере


Однако в начале 1960-х годов, в период расцвета борьбы с «религиозным мракобесием», церквушка и след стопы были уничтожены. Но с каждым годом всё больше людей поднимаются на святую гору, завязывая на деревьях ленточки исполнения желаний, чтобы испить чудодейственной воды и взять землицы из старой монашеской пещеры.
В монашеской пещере
В нескольких километрах от Божей Горы, в 12 километрах от Кременца находится ещё одно место паломничества православного люда. Это целебный источник, скит и церковь Праведной Святой Анны.


По преданию, в древние времена здесь, на опушке леса, местные пастухи увидели икону Святой Анны. Они торжественно перенесли икону в сельский храм, но на утро она оттуда исчезла – возвратилась на место своего явления. Подумав, что иконе не понравилось, что ей оказали мало почестей, её в сопровождении священников, служивших молебен, перенесли в церковь опять. Но на утро икона снова оказалась на выбранном ею месте в лесу. Тогда специально для неё построили часовню, где и стала храниться икона Святой Преподобной Анны, а рядом забил чудодейственный источник, который стал исцелять различные людские недуги.


Озеро Святой Анны




50 лет назад воинствующие атеисты разрушили церковь, а источник засыпали землёй и закрыли бетонными плитами.


В начале 1990-х годов источник Святой Анны был расчищен, для голубой родниковой воды была построена купель, а над ней вырос храм. Вода из источника всегда имеет одинаковую температуру +4 градуса, купание в ней приносит пользу всему организму, оживляя его жизнедеятельность.


Озеро Святой Анны


Земля в этих местах насыщена кремнием (недаром соседний город зовётся Кременец), огороды местных жителей просто покрыты кусками этого камня. Селяне убирают его, но на следующий год кремень снова поднимается на поверхность. Поэтому, когда будете уезжать от источника, можете остановиться и взять себе несколько кусков кремния. Зачем? Кремний прекрасно очищает воду! Положите несколько его кусочков в банку с водой из-под крана, и через пару недель она очистится от вредных примесей. Тогда воду можно выпить, кремень обмыть и процедуру повторить

1 комментарий:

  1. кремень,который был в кувшине с водой нагрел воду , она бурлила как гейзер, я опрокинула кувшин, вода пролилась на ноги, пошел пар, но вода не обожгла ноги, кремень с одной стороны стал белым, что это? наталья

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.