Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

среда, 2 марта 2011 г.

Святые источники Киева...

 Богоявление
Христос начал свое служение именно с того, что крестился в Иордане. Когда Предтеча погрузил Господа в воду и крестил Его, всему миру явилось предназначение Христа и путь нашего спасения. Спаситель берет на себя грех всего человечества. Он умирает, неся его на себе (образ этого — погружение), и восстает снова (выход из воды), также и ветхий, греховный человек в каждом из нас должен умереть и воскреснуть снова, очищенным, обновленным и возродившимся. В этом Спаситель — и в этом путь спасения.
Погрузившись в Иордан, Христос освятил само естество вод и сделал его источником освящения и духовного очищения. На Иордане как бы повторилось чудо сотворения мира: разверзлись Небеса и сошел Дух Божий, чтобы сотворить во Христе нового Адама. По слову Святого Кирилла Иерусалимского: «Начало мира — вода, начало Евангелия — Иордан».
С тех пор вода хранит великую святость, сообщенную ей на Иордане, но наши грехи, оскверняющие все стихии, требуют, чтобы силой священнической молитвы снова отверзались Небеса и благодать Божия вновь сходила на воду, делала ее святой, очищающей, животворящей. Совершая на Богоявление особо торжественный чин великого освящения воды, Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на нее силу Святого Духа.
Однако еще с древних времен известны источники, расположенные на святых местах или сооруженные великими праведниками, в которых вода всегда пребывает освященной. Так, на Святой земле прославились особой благодатью исцелений Силоамская купель в Иерусалиме, источник Моисея, колодец патриарха Иакова. Подобные места — это небо на земле, частица утраченного рая в нашем греховном мире.
Киев часто называют Русским Иерусалимом, и, конечно же, в нашем городе есть и Святые источники. Испив из них воды, пришедший с верой человек может получить от Бога укрепление душевных сил и исцелить телесную немощь.

Киево-Печерская Лавра


Источник Антония Печерского
Источник Антония Печерского
В нижней части Лавры, около Ближних Пещер, находится многовековой парк, остаток леса, в древности окружавшего Печерскую обитель. У ворот стоят две часовни, построенные над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.
Возле часовен всегда можно увидеть многочисленных паломников. Молящиеся крестятся и с благоговением пьют Святую воду. Лаврские источники освящены многолетними подвигами Печерских Святых, их трудами по устроению обители. В летописи, повествующей о житии преподобных, Киево-Печерском Патерике, говорится о том, как преподобный Антоний, основав Печерский монастырь, собственноручно ископал колодец для удовлетворения потребностей братии. Затем его примеру последовал и преподобный Феодосий, когда стал игуменом обители.
Интересно, что несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус. Существует предание, что во вкусе воды проявилась разница в характере основателей русского иночества. Святой Антоний отличался особой душевной теплотой, имел дар слез, поэтому вода в его колодце очень мягкая. Преподобному Феодосию, так как он был игуменом, временами приходилось вразумлять строптивых братьев, что, естественно, требует известной твердости, поэтому вода в Феодосиевом колодце весьма жесткая, прошедшая через известь.
Правда, некоторые исследователи утверждают, что колодцы, ископанные преподобными, находились в другой части Лавры. На нынешнем месте источники, носящие имена святых, упоминаются лишь с XVII века. Возможно, это и так, но многовековая история Лавры явно свидетельствует о том, что благодать основателей монастыря присутствует на Лаврских источниках.
Каждый богомолец, посетивший Киев, наряду с другими святынями, обязательно брал в обратный путь воду из Лаврских колодцев. В качестве емкости для Святой воды использовались специальные бутыли, с изображениями Антония и Феодосия, которые выдувал расположенный неподалеку монастырский стекольный завод. При нынешней реставрации источников в отвалах земли было найдено множество осколков подобной посуды. О почитании Святых колодцев свидетельствует и тот факт, что построенная неподалеку от них Церковь была освящена в честь праздника Живоносного источника Божией Матери. В этот день Церковь вспоминает чудо исцеления слепого после того, как он напился воды из лесного ключа, указанного ему Пресвятой Богородицей.

Источник Феодосия Печерского
Источник
Феодосия Печерского
В годы лихолетья Лаврские источники постигла общая судьба оскверненных безбожниками Святынь. Восстановленная в послевоенное время обитель соседствовала с музеем атеизма, разместившемся на верхних территориях. Старожилы рассказывают о том, что какая-то злая сила непременно тянула атеистические экскурсии к колодцам. В источники плевали, бывали случаи, когда безбожники, несмотря на всеобщую нищету, бросали в источник шапки, мерзли, но были довольны, что так удачно посмеялись над «поповскими выдумками». Подобные эксцессы заставили верующих переоборудовать колодцы, выполнив их в виде колонок с насосом.
После закрытия монастыря в шестидесятом году православные продолжали ходить в Лавру за Святой водой. На Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами выстроилась километровая очередь. На следующий день власти, нисколько не смущаясь тем, что уничтожают памятник истории мирового значения, заровняли бульдозерами место источников, а сверху разбитого основания проложили канализационную трубу.
Когда на тысячелетие Крещения Руси в обители возродили монашескую жизнь, немалых трудов стоило отыскать месторасположение колодцев. После долгих поисков братии удалось под грудой строительного мусора обнаружить облицовочную плитку, которой было выложено основание источников.

Николо-Иорданский монастырь

К сожалению, сегодня практически забыт источник, расположенный на Щекавице, в самом сердце древнего Киева. А ведь еще несколько десятков лет назад, не говоря уже о дореволюционных временах, это место было хорошо известно горожанам.
Недалеко от Подольского пивзавода, в начале улицы Фрунзе, расположен небольшой холм со следами древнего вала, получивший в народе имя Лысой горы. На ее вершине находится старое кладбище, а у подножья чудотворный источник Николо-Иорданского монастыря, давший название обители.
Один киевский купец во время паломничества на Святую Землю уронил в Иордан серебряный сосуд со своей монограммой. Каково же было его удивление, когда, возвратившись на родину, он обнаружил свой ковшик, лежавшим на дне источника в Никольском монастыре. С этого времени обитель стали неизменно называть Иорданской.
Никольский монастырь существует с одиннадцатого века, кстати, именно в этой обители был построен первый в городе храм, посвященный Мирликийскому чудотворцу. С монастырской церковью связано известное сказание про половца, пытавшегося украсть икону Святого Николая, но остановленного Святителем. Лишь в ХІХ веке эту историю стали связывать с подольским храмом Николы Доброго.
В Екатерининские времена монастырь был упразднен, а древний храм перестроен в традиционном для того времени стиле неоклассицизма. К сожалению, церковь была разрушена большевиками, сейчас на территории обители находится нотная фабрика.

Феофания


Феофания
Феофания
Не менее драматична судьба источника Святого Великомученика Пантелеимона, расположенного на Феофании, в пятнадцати минутах ходьбы от женского монастыря. Ранее это место называлось Лазаревщиной, по имени некоего Лазаря, благочестивого инока, во времена Киевской Руси одиноко жившего в лесу и державшего там пасеку. Еще с XVI века Лазаревщина была церковной землей. Сначала она принадлежала Лавре, затем Софиевскому монастырю, пока во время антицерковных Екатерининских реформ не была отобрана в казну. Киевский викарий Феофан, от имени которого и пошло название местности, добился от Киевской Казенной Палаты передачи хутора в собственность Свято-Михайловской обители для ведения хозяйства и устройства монастырской дачи.
Наибольшего расцвета Феофания достигла после того, как в 1873 году строителем скита стал схиигумен Иринарх. Это был инок высочайшей духовной жизни, что, однако, не мешало ему прекрасно управлять обителью. Как раз при его настоятельстве произошло чудо, прославившее многочисленные родники Лазаревщины.
Главным неудобством для интенсивно развивающегося монастыря было отсутствие нормального водоснабжения. Питьевую воду приходилось носить ведрами из далекого источника. Перед обителью встал вопрос о строительстве водопровода. Но овраг с родниками находился ниже монастырских корпусов. Для проведения водовода требовалось строить напорную башню, на что не было денег. Когда старец Иринарх стал прокладывать водопровод, в котором вода двигалась самотеком, над ним смеялись все киевские инженеры, но Господь показал, что благочестие выше мудрости мира сего, и если иметь веру, то можно и «горы преставляти».
Собиралась вода из трех родников: Живоносного источника, сегодня это место облюбовано последователями Иванова и носит весьма странное название «слеза Божьей Матери», над ним находится Тихоновский ключ, названный так потому, что вода на этом месте появилась в день святителя Тихона Воронежского. Еще выше расположен источник Великомученика Пантелеимона. Свое имя этот ключ получил из рук старца Иринарха, освятившего родник в день памяти Святого Целителя. Место, где сейчас установлен крест и набирают воду, в действительности находится на 300 метров ниже выхода воды. Сам ключ бьет гораздо выше, в начале деревянного настила, с этого места вода идет по трубам.
Живительная влага накапливалась в месте, названном «Великим источником», и уже оттуда чудесным образом поднималась по склону холма к монастырю.
Вот как сам старец Иринарх повествует о своем детище: «Когда я указал техникам местность, откуда предполагал провести воду, они сказали, что под горой нужно устроить водокачку, а иначе вода вверх не пойдет; другого совета техники мне не дали. Я же после этого оставил всякие советы и, помолясь Богу, начал копать канавы, прокладывать деревянные трубы, вывел эти трубы с противоположной стороны вверх на гору, в тридцать аршин вышины и, поставил простую кадушку, которую соединил с деревянной трубой. Поставивши кадушку, я уехал из Феофании дней на восемь.
Возвратившись, я прежде всего, не заходя к себе в келию, побежал смотреть, есть ли в кадушке вода; но воды не оказалось ни капли. Я еще больше начал скорбеть и молиться и на той же горе опять поднял руки к небу и сказал: «Господи! Нехорошо я сделал. Устроил водопровод и хочу воды напиться не помолясь. Завтра обещаюсь Тебе придти сюда с крестным ходом и совершить водоосвящение…» На другой день все это было сделано, соборно отслужена литургия. Когда я вышел после обедни из церкви, братия встретили меня с радостными лицами и сказали: «Батюшка! А ведь вода-то идет в кадушку!» От радости у меня полились слезы, и я ничего не мог сказать. С того времени вода начала идти безостановочно, и все прочее устроилось».
Впоследствии, после проведения водопровода, над «Великим источником» была построена Церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Слева от креста, стоящего над источником Целителя Пантелеимона, можно увидеть прямоугольный фундамент небольшого здания, сложенный из Лаврского кирпича. Это все, что осталось от Церкви и монастырского водопровода за годы «диктатуры пролетариата».
Также старцем Иринархом был освящен в честь Архистратига Михаила родник по дороге на Палладинские пруды, не имевший отношения к монастырскому водоснабжению.

Северный Иерусалим


Флоровский источник
Флоровский источник
К сожалению, небольшой объем статьи не позволяет рассказать подробно обо всех Святых источниках города. Кратко упомяну Флоровский монастырь. В этой первой в городе женской обители расположен древний родник, посвященный небесным покровителям монастыря: мученикам Флору и Лавру. Особенность «флоровской» воды — высокое содержание в ней железа, которое придает воде желтоватый оттенок.
Мало кто знает про источник Божией Матери на берегу озера рядом с Голосеевской пустынью. Из него проистекает очень вкусная, целебная вода. К сожалению, родник имеет очень маленький выход: пол-литровая банка набирается в течение часа. Еще один источник, посвященный Пресвятой Богородице, расположен рядом с Лаврой, на склоне Днепра.
Однако главным является не то, из какого источника была набрана вода, а то, с каким настроением мы ее употребляем. Если к Святой воде мы будем относиться не как к магическому средству, автоматическое употребление которого сразу решает все проблемы, но как к символу вечно живой и самодвижущейся Божественной Благодати, призывающей человечество к покаянию, духовному возрождению во Христе, то Святая вода действительно станет для нас «приводящей в жизнь вечную». Эта великая святыня будет просвещать наши души и исцелять сердца: «Просите — и дастся Вам, ищите — и обрящите».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.