В энциклопедическом словаре «Христианство» читаем следующее: "Иконы (от греч. изображение, образ), в христианской церкви название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери, и святых, имеющие священный характер и служащие предметами религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому"
Здесь просматриваются три основных положения, три основных ступени лествицы определения иконы:
- икона - живописное изображение икона - изображение сакральное, следовательно почитаемое
- икона - предмет, имеющий особое мистическое предназначение, помогающий возводить мысли и чувства верующих через изображение (образ) к изображаемому, или первообразу.
Священное изображение. Какой же смысл вкладывают в это понятие православные христиане?
В словаре можно найти следующее определение: «Священный - отделенный от обыкновенного, освященный.»
Священные изображения, значит определенные для особенного, отличающегося от повседневного действия - общения Бога и человека, действия, которое выражается в богослужении, совершении таинств и молитве.
Слово «освящение» тождествено славянсклму глаголу «освятити», что значит - посвящать, очищать. Очищать от чего? От реалий быта. «Не давайте святыни псам» (Мф. 7:6) - это значит: не низводите до обыденного уровня то, что предназначено для мира духовного.
Икона - это образ, воплотивший слово.Слова Священного Писания и Священного Предания находят свое образное выражение в линиях и красках православной иконы. И как каждый стих Священного Писания имеет несколько смысловых планов, так и восприятие иконы так же не однозначно.
Применительно к иконе можно обозначить следующие уровни:
- первый уровень восприятия - буквальный, когда воспринимается конкретное изображение второй - символический, где прослеживается основная богословская мысль третий - дидактический, или назидательный, в котором вступает в силу морально-учительная сторона восприятия, то есть какой пример святости подает эта икона
- четвертый же представляет самую наивысшую степень - молитвенное общение с первообразом
1. Владимирская икона Божией Матери представляет изображение Богородицы и Богомладенца Иисуса Христа. Иконографический тип - «Умиление» или, по-гречески «Елеуса»
2. Второй уровень. Для его восприятия необходимо и знание символов и отдельных элементов иконографии, и Священного Писания, и Богослужебного устава, и гимнографии. Икона представляет собой высокое богословие, которое человек, предстоящий пред образом, воспринимает на языке линий и красок. К примеру, нимб - символ святости и напоенности отсветом Божественной славы; соприкосновение двух ликов: Богоматери и Богомладенца - знак соединения небесного и земного, а Сама Богородица знаменует Собой Церковь Христову.
3. Третий уровень - дидактический. Икона Божией Матери - это не просто пример особого благочестия и святости, мы предстоим перед Самой Совершенной из всех рожденныхна земле людей, удостоив шейся полного обОжения и ставшей выше Серафимов и Херувимов. Дидактическое значение образа в том, что для человека, ходящего по путям Господним, открыта не только возможность спасения от вечной смерти, но и достижение необозримых духовных высот.
4. Переходя к четвертому - молитвенному уровню, уместно процитировать несколько строк из книги Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках»:
«Шопенгауэру принадлежит замечательное верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместе того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугобо верно именно по тому, что икона - больше чем исскуство. Ждать, что бы она сама с нами заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое наc от нее отделяет..»
Основное предназначение иконы - молитвенное, икона - окно в мир запредельный, через это окно нисходит к молящимся живительный и спасительный свет.
Икона - понятие духовное, поддающееся анализу только до определеных пределов, ограноченных технологическими и богословскими рамками. Дальнейшее - тайна. Поэтому четвертый - молитвенный уровень - самый сложный: не каждому дана свобода общения через образ с первообразом - это зависит от духовного уровня предстоящего перед иконой человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.