Из многодневных постов, Великий пост - самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей. И когда "приступил к Нему искуситель... сказал ему... "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4,3-4).
За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица - воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти - прообраз Всеобщего Воскресения из мертвых всех людей также во плоти в день Страшного суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом для всех праведников. Для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни "сораспинается" со Христом, ведя духовную брань со своими человеческими страстями и греховными похотениями, а затем "совоскресает" со Христом после телесной своей смерти, этот же смысл сораспятия и совоскресения со Христом несет в себе Великий пост.
Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения - в Лазареву субботу - можно есть рыбную икру.
Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно - до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.
Подготовка к длительному посту начинается за пять воскресений до его начала, то есть за четыре седмицы. Подготовка начинается с "недели" (Воскресения) (неделя - от слова "не делать", то есть не работать в праздничные дни), в которую вспоминают об евангельском мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который, в отличие от иудейских книжников и фарисеев, уверовал в Сына Божия и искренне покаялся в своих грехах не на словах, а и на деле.
В воскресение - в начале следующей седмицы воспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее - иначе, притчу о покаянии истинном и о покаянии показном: о возвышении смиренных и низвержении гордых (Лк.18,9-14). На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая таким образом верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней. Поэтому эта неделя названа "сплошной". Другое название - "всеядная" - связано с тем, что во все дни этой недели (включая среду и пятницу), Церковь позволяет "всеястие", то есть употребление любой пищи.
Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного "Неделей о блудном сыне". Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведников, ибо это радость о тех, кто "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15, 32). В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская (мясопустная) суббота, входящая в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце этой седмицы известно как "Неделя мясопустная". Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых всех от века усопших, поэтому получило название "Неделя о Страшном суде". В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговение на мясо.
С началом следующей седмицы "сырной", или "сыропустной", более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя. На седмице, расположенной между "сплошной" и масляной, мясопуст сочетается с постными днями - средой и пятницей, поэтому в народе эту неделю называют "Пестрой". Среда и пятница этой "пестрой" седмицы абсолютно "великопостные"; в эти дни не полагается совершать даже Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к посту. На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Народный обычай и в городе и в деревне отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.
Последнее воскресение перед Великим постом - "Неделя сыропустная" - имеет особое название "Прощеное воскресение", или "Прощеный день". Церковь вспоминает о "первородном грехе" человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения - "Воспоминание Адамова изгнания" ("Изгнание Адама из рая"). Прощеное воскресение - кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.
В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу. Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.
В первые пять дней Великого поста соблюдается "сухоядение": есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый - варили коливо (кутью) - кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.
Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа "Федоровой неделей") и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным "Торжество православия".
На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.
На Великий пост приходятся "сороки" - день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.
В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось "Андреево стояние", "Андреево достояние", или просто "поклоны". Получило распространение еще одно название этой недели - "Похвальная", поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).
На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.
Шестую седмицу Великого поста, или "седмицу ваий", в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой, по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, - в этот день принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу - можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.
После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.
Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: "приимите, ядите: сие есть Тело Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26,26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.
В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий Пяток.
Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением ("Великодень"). На Пасху христосуются - целуются со словами: "Христос воскресе!" В ответ говорят: "Воистину воскресе!" С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви "пасха" - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях "пасхой" называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.
Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа "Федоровой неделей") и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным "Торжество православия".
На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.
На Великий пост приходятся "сороки" - день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.
В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось "Андреево стояние", "Андреево достояние", или просто "поклоны". Получило распространение еще одно название этой недели - "Похвальная", поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).
На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.
Шестую седмицу Великого поста, или "седмицу ваий", в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой, по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, - в этот день принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу - можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.
После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.
Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: "приимите, ядите: сие есть Тело Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26,26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.
В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий Пяток.
Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением ("Великодень"). На Пасху христосуются - целуются со словами: "Христос воскресе!" В ответ говорят: "Воистину воскресе!" С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви "пасха" - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях "пасхой" называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.
Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица - "Святая неделя" ("Великоденская", "Радостная"). Пост в среду и пятницу отменяется: "разрешение на вся".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.