"Забудь здесь память о несчастье, прими счастье вещее.
Если ты счастлив стань ещё счастливее".
Если ты счастлив стань ещё счастливее".
Эти слова по приказу графа Потоцкого были высечены в гроте, который люди прозвали гротом счастья.
Каждый, кто попадает сюда, перемещается в другую эпоху, в которой останавливается течение времени. Даже воздух здесь какой-то особенный, пьянящий, пропитанный любовью, нежностью, настраивающий на романтический лад, дающий умиротворение и сказочную легкость в чувствах, мыслях, желаниях.
"Софиевку" многие называют храмом природы, поэмой из камня, воды, земли, архитектурных сооружений и скульптур. С самого начала своего существования парк стал известен под названием "чудо Украины" или "одно из чудес Европы".
Дарили же когда-то! Что не сделает мужчина ради любимой женщины?! Героические поступки, цветы у ног возлюбленной, бесконечные серенады у окна, стихи, посвященные только Ей - единственной и неповторимой. А вот один из богатейших людей XVIII века граф Феликс Потоцкий
решил преподнести своей красавице жене Софии, гречанке по происхождению, более чем романтический дар любви - прекрасный парк в городе Умань. Не чая души в молодой жене, Потоцкий задумывает заложить парк сказочной красоты, да такой, чтобы была в нем и частичка Эллады, родины Софии, и Елисейские поля, и дивные растения, скульптуры - словом, все, что развеяло бы в душе любимой тоску по родине. В "Софиевском" парке все, - живописные скалы, шумные водопады, фонтаны, прохладные гроты, чудесные статуи, - сделано ради любви женщины неземной красоты.
Пожелтевшие от времени хроники сообщат тем, кто интересуется историей, что начиналось все так: граф Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий, потомок великого гетмана коронного, один из самых богатых людей, как в России, так и в Польше, встретил в Варшаве женщину удивительной красоты и необычной судьбы - Софию. Она родилась в далеком Цареграде, но вскоре ее приветствовали при дворах Марии-Антуанетты и Людовика XVI в Париже, Екатерины II в Петербурге.
Современник Софии так о ней писал: "Хороша, как богиня Грида. Одевалась то по-гречески, то по-французски. Где появлялась, всех пленила, толпы ходили за ней, некоторые взбирались на стулья, чтобы только увидеть ее".
А вот она видела тогда только Станислава Потоцкого. И в конце концов 17 апреля 1798 в Тульчине, в родовом поместье, граф Потоцкий обвенчался с Софией Витт, и с тех пор они уже как семейная пара жили в Умани.
Именно тогда Потоцкий задумал величайший проект. Уже в конце 1796 года он начал строительство фантастического природного парка, посвященного красавице Софии.
Именно тогда Потоцкий задумал величайший проект. Уже в конце 1796 года он начал строительство фантастического природного парка, посвященного красавице Софии.
Почему именно парк? Однажды, в июле 1795 года, София по дороге из Гамбурга заехала в поместье графини Гелены Радзивилл, что недалеко от Варшавы. Под впечатлением созданного там в греко-романском стиле роскошного парка "Аркадия", она (понятное дело безо всякого даже малейшего намека и тайного умысла) написала невинное письмо любимому: "После обеда поехали смотреть "Аркадию". Тяжело себе представить что-то лучше и романтичнее. Ты знаешь "Аркадию", но видел ее 10 лет назад. Представь себе, как могут вырасти молодые деревья за 10 лет, и как много здесь сделано для улучшения этого места... В "Аркадию" я влюблена до безумства. Нет в мире ни одного вида цветов и экзотических растений, которые здесь не росли бы. Прогуливаясь садами "Аркадии", я чувствовала, что в разгар лета переживаю опять весну. "Аркадия" очень напоминает мне Крым. Ты знаешь, что в том крае с твоими доходами можно было бы иметь через два года такую же, а может, и прекраснее "Аркадию", потому что там не нужны искусственные насаждения".
Писав это, София не знала, а может и не хотела знать, что осуществление ее романтической мечты о парке в Крыму в то время для Потоцкого было просто нереальным: его управляющий довел финансовое состояние имений до банкротства. Тем не менее любовь оказалась сильнее финансовых трудностей. Потоцкий начинает искать место и деньги для будущего парка.
Больше всего привлекала графа северная окраина Умани. Этот уединенный уголок дикого пейзажа был своеобразным и чарующе неповторимым. Кое-где на поверхность выходили огромные гранитные глыбы,
местами росли одинокие чахлые деревья и кусты. Здесь, правда, росли и два вековых дуба.
Во многих местах из-под камней просачивались источники,
а на дне центральной балки протекала река Каменка.
Потоцкий спрашивает у своего адъютанта и талантливого архитектора, польского военного инженера Людвига Метцеля:
— Нельзя ли сделать из сего оврага гулянье? Мне хочется подарить его моей жене и назвать ее именем; чтобы издержки тебя не останавливали, я готов все, что ни потребуешь, на оное употребить, только чтобы Софьевка была из первых садов в Европе.
Метцель дает согласие. А София, которой уже поднадоело в провинциальной Умани, с охотой подхватывает идею строительства и просит, чтобы парк в честь ее греческих потомков имел черты стародавней классической Эллады. "Саду цвесть" - в рекордно короткие сроки
В конце 1796 года Метцель приступает к работе. В помощники ему, как он сам позже вспоминал, был "выписан лучший из чужих краев садовник" - немец Олива. Выполнение инженерно-технических (грубо говоря "черных") работ было возложено, понятное дело, на хрупкие плечи крестьян. Скорее всего, Станислав Потоцкий, представляя будущий парк, вспоминал прекрасные ландшафты Франции, Германии, родной Польши. Большое впечатление на него произвели знаменитые петербургские ансамбли - Большой и Малый Каприз, Трифонова гора в Царском селе, каскады возле колоннады Аполлона в Павловском. Но такого загадочного, неповторимого места, созданного самой природой, как в Умани, он нигде не встречал.
— Нельзя ли сделать из сего оврага гулянье? Мне хочется подарить его моей жене и назвать ее именем; чтобы издержки тебя не останавливали, я готов все, что ни потребуешь, на оное употребить, только чтобы Софьевка была из первых садов в Европе.
Метцель дает согласие. А София, которой уже поднадоело в провинциальной Умани, с охотой подхватывает идею строительства и просит, чтобы парк в честь ее греческих потомков имел черты стародавней классической Эллады. "Саду цвесть" - в рекордно короткие сроки
В конце 1796 года Метцель приступает к работе. В помощники ему, как он сам позже вспоминал, был "выписан лучший из чужих краев садовник" - немец Олива. Выполнение инженерно-технических (грубо говоря "черных") работ было возложено, понятное дело, на хрупкие плечи крестьян. Скорее всего, Станислав Потоцкий, представляя будущий парк, вспоминал прекрасные ландшафты Франции, Германии, родной Польши. Большое впечатление на него произвели знаменитые петербургские ансамбли - Большой и Малый Каприз, Трифонова гора в Царском селе, каскады возле колоннады Аполлона в Павловском. Но такого загадочного, неповторимого места, созданного самой природой, как в Умани, он нигде не встречал.
Понемногу начали возникать фантастические гроты,
фонтаны, подземные шлюзы, строились плотины,углублялось устье будущих водоемов, перемещались и устанавливались огромные каменные глыбы.
Потом в долинах, на вершинах и склонах холмов. Вдоль водоемов началась посадка деревьев,
в том числе и саженцев, привезенных из далеких стран: платана, гледичии, туи, тюльпанного дерева и другой экзотики.
Парк обогатился античными скульптурами, обелисками, декоративными вазами.
Уже в конце 1800-х годов были готовы отдельные уголки парка, которые связаны, как и задумывалось, с греческими легендами и мифами. Всего за несколько лет уманские строители и садоводы создали на пустыре настоящее чудо. София была в неописуемом восторге от парка.
Парк был открыт в мае 1802 года, хотя работы еще не были полностью закончены. Когда деревья и кусты уже достаточно укоренились, начали действовать фонтаны, каскады водопадов,
искусственные водоемы и ручьи. Долгожданное событие было подарком ко дню рождения красавицы Софии. Любящий и заботливый муж создал настоящую праздничную феерию. Современники вспоминают, что вечером, "после того, как гости осмотрели сад и налюбовались его красотой, была устроена иллюминация - особенно красивым было озеро, в котором отражались огненные берега".
С тех времен - и по сей день
С тех времен - и по сей день
Справа от павильона "Флоры" привлекает внимание выполненный с гранитных клиновидных камней арочный свод так называемого Венецианского моста. Мост украшают гранитные пилоны, между которыми свисают тяжелые кованые цепи. Пожалуй, это самое романтичное место для свиданий. В народе назвали это место просто - Мост Свиданий или Влюбленных. Так оно и есть! Уже более двух веков влюбленные назначают встречи на этом мосту и потом, по-приданию, живут долго и счастливо
С какой бы вы стороны ни вошли в парк, он прекрасен! Главный вход украшают две каменные сторожевые башни, венец которых заимствован из храма древнеримской богини домашнего очага и огня Весты и Тиволи. Все невесты стараются притащить сюда своих женихов: сама Веста благословит вас и вашего спутника, когда вы пройдете под ее венцом. Если честно, так получилось и со мной. Правда, вся эта история была нам рассказана уже после того, как мы пересекли заветный рубеж. Но факт остается фактом: Веста благословила меня и моего тогда еще не мужа на долгую и счастливую жизнь, и кто знает, не ей ли благодаря до сих пор у нас не было ни разногласий, ни ссор, ни обид.
От входа в парк вглубь его идет главная аллея, обсаженная с обеих сторон вековыми каштанами и тополями. Рядом с аллей тихо журчит Каменка. Склоны долины Каменки направлены к группе камней, называющихся Тарпейской скалой. Согласно преданию в древнем Риме так называли отвесный утес Капитолийского храма, с которого сбрасывали осужденных на смерть.
Главная аллея приводит к павильону Флоры - чрезвычайно красивому архитектурному сооружению с белой колоннадой в доисторическом стиле.
В просветах между колоннами открываются чарующие пейзажи Нижнего пруда, фонтан "Змея" (18 метров высотой)
По замыслу зодчих Змея должна напомнить посетителю известный миф о начале похода греков против Трои и о высадке греческих воинов на побережье Егейского моря около горы Авлид. В это время из-под очага выползла огромная змея и на глазах воинов быстро скользнула сквозь ветви платана к воробьиному гнезду, где в тепле весело щебетали восемь птенцов. Змея мгновенно их съела, а мать воробьиха металась вокруг и жалостно плакала по своим детям. Змея съела и ее и сразу же застыла камнем в неподвижной позе. Все воины-ахейцы с ужасом, удивленно наблюдали то, что происходило, и только вещун Калхас сказал: "Что это вы все онемели, ахеи? Это же всемогущий Зевс подал нам свой знак. Змея съела восемь птенцов, а их мать девятую. Это столько лет мы будем воевать с троянцами, а на десятом году мы уничтожим Трою".
терраса Муз, Бельведер. Над нижним прудом нависает Левкадская скала. Ну а если смотреть на Левкадскую скалу со стороны, угадывается профиль человека, уж очень похожего на самого Потоцкого. На ней сооружена площадка - Бельведер, а внизу лежит огромная гранитная глыба, названная камнем смерти. Глыбу эту предполагалось поднять выше Бельведера, но по преданию во время установки она обрушилась, покалечив и навеки похоронив под собой многих крепостных.
По Тарпейской долине, миновав Громовый грот и грот Венеры, можно подняться к Верхнему пруду, в центре которого насыпан искусственный остров Любви с Розовым павильоном. Здесь можно полюбоваться Амстердамским шлюзом и совершить путешествие в абсолютной темноте (туннель освещается только через небольшие люки) на огромной лодке по подземной реке Стикс, ведущей к Мертвому озеру.
Если вы мизантроп, и любите путешествовать мысленно, то эта статья должна была вам понравиться, но если вы настоящий путешественник - и еще не бывали на террасе Муз, не поднимались на Винтовую гору и не слышали рык Львиного грота, обязательно найдите время и приезжайте в Умань. Здесь это все есть."
С чем можно Уманский прелестный сад сравнить?
Натура, кажется, все силы истощила
И в нем одном свои все красоты вместила —
Привлечь внимание и взор обворожить...
Дорожка каменна ведет тебя к кустам,
На коих листья все пушисты и широки;
Кусты, как дерева, — и прямы и высоки;
Идя дорогой сей, приходишь вдруг к лугам...
Там множество прекраснейших мостов,
Которы сделаны по речкам и каналам...
«Описание Уманского сада», 1804 г.
Натура, кажется, все силы истощила
И в нем одном свои все красоты вместила —
Привлечь внимание и взор обворожить...
Дорожка каменна ведет тебя к кустам,
На коих листья все пушисты и широки;
Кусты, как дерева, — и прямы и высоки;
Идя дорогой сей, приходишь вдруг к лугам...
Там множество прекраснейших мостов,
Которы сделаны по речкам и каналам...
«Описание Уманского сада», 1804 г.
И на последок еще одна легенда Софиевки....
О вечной любви
Перед входом на площадку Бельведер внимание привлекает нижняя часть Левкадской скалы, которая напоминает профиль человеческого лица. По одним пересказам – это профиль С. Щ. Потоцкого.
Один из богатейших людей XVIII века граф Потоцкий решил преподнести своей красавице жене Софии, гречанке по происхождению, более чем романтический дар любви – прекрасный парк в городе Умань.
Граф через рукотворную красоту обрамленных изумрудными одеждами озер, фонтанов, гротов и беседок стремился передать любимой безграничность чувств, переполнявших его душу. Он заказал обелиск, на котором на латинском и греческом языках высекли два слова: «Любовь — Софье».
Семь лет продолжалось счастье Станислава и Софии Потоцких. За это время состоялось феерическое открытие чудо-парка, София подарила мужу трех сыновей и двух дочерей. Но в 1805 году Станислав-Щенсный внезапно скончался.
Эта смерть ошеломила Софью. Еще семнадцать лет прожила без Потоцкого София. В последние годы жизни она много занималась парком и благотворительностью. Похоронили графиню осенью 1822 года по ее завещанию в православной церкви Умани.
Однако их любовь по сей день живет в парке — в каждом гроте, ручье, тропинке. Каждое новое утро начинается с того, что прекрасный лебедь приплывает к окаменевшему профилю своего возлюбленного… Души влюбленных никогда не расстаются! Один из богатейших людей XVIII века граф Потоцкий решил преподнести своей красавице жене Софии, гречанке по происхождению, более чем романтический дар любви – прекрасный парк в городе Умань.
Граф через рукотворную красоту обрамленных изумрудными одеждами озер, фонтанов, гротов и беседок стремился передать любимой безграничность чувств, переполнявших его душу. Он заказал обелиск, на котором на латинском и греческом языках высекли два слова: «Любовь — Софье».
Семь лет продолжалось счастье Станислава и Софии Потоцких. За это время состоялось феерическое открытие чудо-парка, София подарила мужу трех сыновей и двух дочерей. Но в 1805 году Станислав-Щенсный внезапно скончался.
Эта смерть ошеломила Софью. Еще семнадцать лет прожила без Потоцкого София. В последние годы жизни она много занималась парком и благотворительностью. Похоронили графиню осенью 1822 года по ее завещанию в православной церкви Умани.
Хорошие фотографии. У меня есть неплохой кадр в дополнение к вашим: Фонтан Змея.
ОтветитьУдалитьСпасибо!!!:))) ОбалденнОе ФОТО!!!!
ОтветитьУдалить