Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

четверг, 27 января 2011 г.

Свято-Введенский мужской монастырь г.Киев (история обители)

Наш город удивительно живописен и необычайно богат стариной. Его история запечатлена в  планировке площадей и улиц, в облике зданий и  целых ансамблей. Они как свидетели человеческого труда и разума, культуры и истории могут рассказать о многом, и эта летопись наиболее долговечна. Свою страницу в книгу жизни города вписала Свято-Введенская женская Обитель.

untitled-78.jpg


ИЗДРЕВЛЕ в монастырях наш народ искал и находил идеал духовного благополучия и пример мужественного подвига служения людям, просветляющего и преображающего земное бытие. Множество паломников приходило в обители, чтобы почерпнуть молитвенное вдохновение, укрепить силы души для жизни по евангельским заповедям. Кроме того, иноческие православные обители всегда были не только местами духовного подвижничества, но служили делам благотворительности и христианского милосердия, прибежищем для неимущих, недужных и сирот. Заметное место в деле христианского милосердия занимали женские религиозные общины, которые появились в сер. XIX в. и получили большое распространение. Общины объединяли женщин всех возрастов и сословий с единым духовным намерением — служения страждущим. В отличие от монастырей, в общине не требовалось пострижение в инокини, но соблюдались обет безбрачия и правила религиозной и трудовой жизни. Путь развития и характер этих общин был различен, но каждая из них отмечена личностью и жизненным путем ее учредительницы. Первой такой общиной в Киеве стала Свято-Введенская, основанная Матроной Александровной Егоровой.


untitled-85.jpgМАТРОНА Александровна Егорова родилась в Силистрии (Болгария) в 1810 году. После гибели мужа, капитана Егорова, она переехала в 1856 году в Киев и поселилась на Печерске. В течение многих лет она скупала близлежащие дома, и к 1876 г. в ее владении оказался почти целый квартал, в котором она предполагала разместить общину. Свое намерение о создании общины М. А. Егорова изложила в духовном завещании, составленном в С.Петербурге.


В ИЮНЕ 1877 г. она обратилась к Его Высокопреосвященству Митрополиту Киевскому Филофею с прошением об учреждении в границах ее имения женской общины под именем Введенской, для призрения 33 вдов и сирот, не имеющих пристанища и средств к существованию, и желающих посвятить себя служению Церкви и ближнему, вести богоугодную жизнь.


В ПОЛЬЗУ общины она пожертвовала свои дома с  усадебного при них землею и представила основной капитал в 21.000 руб. Ходатайство М. А. Егоровой было удовлетворено, и Высочайшим Указом от 4/17 марта 1878 г., подписанным Государем Императором Александром II, в Киеве была учреждена новая община на общем положении всех женских религиозных общин в России. ОДНАКО М. А. Егоровой не суждено было увидеть "результат святого дела, состоявшего в окончательном устройстве и освящении Введенского храма в главном доме общины. Она скончалась 9/22 марта 1878 г. в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью иноческий постриг с именем Димитра, и была временно похоронена в Александро-Невской Лавре.


МЕСТО начальницы Введенской общины заняла игумения Евфалия (Евпраксия Лебедева), которая до назначения была рясофорной послушницей Новгородского Десятинского монастыря. Имея в своем ведении уже устроенную общину в составе около 20 сестер, прибывших из различных епархий, игуменья Евфалия немедленно приступила к устройству домовой церкви во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, находящейся в главном двухэтажном доме общины, и 14/27 ноября 1878 г. Высокопреосвященнейший Филофей Митрополит Киевский и Галицкий торжественно освятил новый храм.


В ПРОСТОРНОМ светлом храме ко времени его освящения были расписаны только своды церкви и установлен изящный иконостас, отличавшийся замечательными по достоинству живописи иконами и окладами их украшающими. Подобного иконостаса еще не было в Киеве. Он был выполнен в С.Петербурге мастером В. Пешехоновым, который сам установил его в храме. Богослужения в церкви совершались ежедневно назначенными Киево-Печерской Лаврой иеромонахами, а со временем община пожелала иметь постоянного дьякона и священника, которым назначалось жалование, предоставлялась квартира в самой обители и пропитание.


ОДНОВРЕМЕННО с завершением строительства Введенского храма шли работы по устройству еще одной церкви общины. В июле 1878 г. было дано Высочайшее разрешение на перевезение 7—8/20—21 августа 1878 г. тела умершей М. А. Егоровой из С.-Петербурга в Киев для предания земле в подвальном склепе церкви Введенской общины, в специально подготовленном для этого месте.


Выполняя пожелание учредительницы общины М. А. Егоровой, были произведены необходимые работы по устройству храма во имя св. вел. Димитрия Солунского. Это был второй храм в доме общины. Церковь во имя св. вел. Димитрия была освящена 17/30 июня 1879 г. Высокопреосвященнейшим Филофеем, в присутствии высшего духовенства, благочинного, настоятелей и наместников киевских монастырей. В новом храме была отслужена Божественная литургия. В то время церковь была оштукатурена, и стены побелены известью. С правой стороны от деревянного с позолотой иконостаса находилась могила учредительницы — м. Димитры.


В ТЕЧЕНИЕ 80-х г. XIX ст. на территории общины производились работы по ее благоустройству, заменялись обветшавшие деревянные постройки, возводились новые, в том числе, в 1882 г. была построена каменная колокольня с подъездными воротами во двор. Постепенно Введенская община превратилась в крепкое слаженное, хозяйство, где имелось все необходимое для нормального жизнеобеспечения ее насельниц, которые размещались в 4-х корпусах, в светлых удобных кельях. В усадьбе находилась гостиница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия.


В 1892 г. начальницей Введенской общины была назначена м. Клеопатра (Агния Пономарева), которая успешно управляла обителью на протяжении многих   лет. К нач. XX ст. община прочно встала на ноги, заслужила добрую репутацию и была широко известна в округе. Количество сестер в обители, желавших посвятить свою жизнь служению Богу, приняв на себя иноческий постриг, увеличилось до 118. Община по своему статусу не принадлежала к числу монастырей, но формально обитель выполняла его функции, поэтому 28 ноября 1900 г. начальница Введенской общины монахиня Клеопатра подала прошение в Святейший Синод о поднятии статуса общины до статуса монастыря.


СВИДЕТЕЛЬСТВУЯ о духовном преуспевании и материальном обеспечении, Киево-Введенская женская община Указом от 30 апреля/13 мая 1901 г. была превращена в женский того же наименования общежительный монастырь. В 1901 году в монастыре была открыта церковно-приходская I школа для девочек. Для одноклассной школы монастырь предоставил необходимое помещение и жилье для 45 девочек, обучавшихся в ней. В 1917 г. церковно-приходская школа была передана в ведение Киевского городского общественного правления.


В ГОДЫ советской власти монастырь продолжал свое существование, хотя отношение государства к церкви заметно менялось. Расцвет антицерковной борьбы приходится на 20—30-е годы, когда активно изымались церковные ценности, уничтожались или закрывались многие храмы и обители. К 1934 году в Киеве было закрыто 67 общин православного культа, а в 1935г. — Свято-Введенский женский монастырь.


ВО ВРЕМЯ Великой Отечественной войны позиция православной церкви в обществе заметно укрепилась, благодаря не только патриотизму руководства и основной массы священнослужителей, но и оказанию реальной помощи фронту. Фашисты также не препятствовали открытию на оккупированной территории православных монастырей, надеясь на поддержку Православной церкви. В ноябре 1941 г. в оккупированном Киеве было открыто несколько православных обителей, в том числе и Свято-Введенский монастырь, насчитывавший в то время 34 насельницы, которыми управляла игумения Елевферия.


ПОСЛЕ освобождения города насельницы монастыря приняли  на  себя  шефство над военным  госпиталем, стирали одежду, собирали подарки для фронта.


ОДНАКО в 1960 г. монастырь был вновь закрыт, а в освободившихся помещениях разместилась районная больница. В некоторых зданиях были устроены склады. Захоронение основательницы общины м. Димитры было перенесено на Зверинецкое кладбище.


КАЗАЛОСЬ, на этом и закончился недолгий век монастыря, и вся унылая картина его разрушения за последние десятилетия, способна была вызвать лишь чувства горечи и сожаления. Но нашлись люди, которые считают, что пройдя через тяжкие испытания и унижения, почти все утратив, монастырь значительно приобрел в духовном плане. И хотя Введенская обитель не столь знаменита, как другие киевские монастыри, и 120 лет ее истории не запечатлены в архитектурных шедеврах, и велик урон, нанесенный человеческим равнодушием и небрежением, возрождение Свято-Введенского монастыря в 1992 г. стало событием для нашего города. С этого времени начала свою работу сначала община, которую возглавил игумен Дамиан.


ВОЗОБНОВИЛИСЬ богослужения в главном храме, вновь зажглись лампады перед святыми иконами.


С ПЕРВЫХ дней начали проводиться реставрационные работы в Введенской церкви, где долгое время находился актовый зал одного из учреждений, размещавшихся в монастырских постройках. По немногим уцелевшим фрагментам была восстановлена первоначальная живопись XIX в., вместо утраченной — выполнены новые композиции.


ВСКОРЕ общине был передан нижний храм во имя Св. вел. Дмитрия Солунского. За сравнительно короткое время многое было сделано для поддержания внутреннего благолепия этого храма. Иконы с изображением св. воинов, невысокий резной иконостас, напоминающий византийскую алтарную преграду, а также гробница на месте захоронения м. Димитры, выполнены из белого мрамора. И 8/21 августа 1996 г. крестным ходом со Зверинецкого кладбища в торжественной обстановке мощи м. Димитры были вновь возвращены и установлены в усыпальнице для всеобщего поклонения.


23 НОЯБРЯ (6 декабря) 1996 г. последовал Указ Синода Украинской Православной церкви об открытии Свято-Введенского мужского монастыря. Настоятелем назначен о. Дамиан, который к тому времени был возведен в сан архимандрита. В настоящее время в обители несут свое послушание 8 насельников.


НЕМАЛО трудностей пришлось пережить обители, поэтому здесь с особым тщанием хранятся местночтимые святыни. Их немного, но они очень дороги прихожанам как свидетельство вечной силы и крепости Святой Православной Церкви. Множество паломников со всей Украины и отдаленных уголков православного мира приезжают в храм, чтобы поклониться мощам м. Димитры, святыне монастыря — чудотворной иконе Божией Матери "Призри на смирение". Эта икона XIX в. является списком с чудотворной иконы 1420 г., явившейся на Каменном озере в Псковской обл. В Введенскую церковь икона была передана схимонахиней Феодорой ( 1994 г.), которая хранила ее у себя в течении 55 лет. В августе 1993 г. лик Богородицы с Младенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшимся с ней. Киевские ученые, проведя всестороннее исследование, пришли к выводу, что изображение на стекле является нерукотворным, и в то же время не смогли дать научного объяснения произошедшему чуду. Указом Синода Украинской Православной церкви 9/22 ноября 1995 г. икона Божией Матери "Призри .на смирение" признана чудотворной. Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к ней с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.


К 1996 г. согласно древней и широко распространенной традиции украшать чудотворные иконы ризами из драгоценных металлов и камней, икона Божией Матери "Призри на смирение" была одета в драгоценную ризу, имеющую, по заключению специалистов, высокую художественную ценность.
В ГОРОДЕ немало  храмов,  близких душе  и сердцу верующего. Есть среди них и такие, которые и больше, и величественнее Введенского храма. Но отличают его от других Домов Божиих одному ему присущие особенности. Здесь царит покой, и душа наполняется радостью о величии Божием, горячие молитвы Всевышнему возносятся и в этом скромном храме Его. Неуклонным соблюдением монастырского и богослужебного устава обитель заслужила любовь верующих киевлян и многочисленных паломников. Можно с уверенностью сказать, что все, кто приходит в обитель с чистой верой и молитвой получат душевное успокоение и новые силы для преодоления жизненных невзгод.
ИСТОЧНИК

ОБИТЕЛЬ, ПРИКРЫТАЯ МОЛИТВЕННОЮ ДЛАНЬЮ БОГОРОДИЦЫ

Под благодатным покровом Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Приснодевы Марии и молитвенным предстательством основательницы святыя обители сея монахини Димитры, наш монастырь, пережив свое третье рождение, совершает служение Господу и людям.


За сравнительно короткий срок своего существования обитель стала хранительницей таких святынь, как новоявленная Чудотворная икона Божией Матери "Призри на смирение", прославившаяся чудесным отпечатком на стекле и многочисленными исцелениями, Тихвинская икона Божией Матери, которая чудесным образом выбирала место своего пребывания в храме, Владимирская икона Божией Матери, писанная на Афоне, Боголюбская икона, издавна почитаемая в этой обители, а также мощи основательницы монахини Димитры и частицы мощей святых угодников.


Тихвинский образ Божией Матери — это первая икона, приобретенная общиной после открытия в 1992 году. Со временем, когда обитель стала благоустраиваться, встал вопрос о месте размещения этой иконы. Вначале ее поместили на западной стене храма. Однако, несмотря на довольно надежное крепление, икона со своего места сорвалась.


Затем икону поместили на новое место, у панихидного стола, и вновь икона сорвалась с крепления. То же самое произошло, когда перевесили ее за клирос. И только когда поместили на горнее место, где она на маленьком гвоздике и тоненькой бечевке провисела без изменения довольно продолжительное время, всем стало ясно, что Божья Матерь сама выбрала место своего пребывания. Для иконы был выполнен специальный резной киот в виде трона, а она украшена серебряной ризой. На груди у Божией Матери висит панагия, свидетельствуя о том, что Она является главной хозяйкой, покровительницей этого святого места. В день памяти иконы совершается торжественное всенощное бдение с акафистным пением по 6-ой песне канона.


Владимирская икона Божией Матери писана на Афоне при  архимандрите Гаврииле. Сей святый муж был прославлен в лики святых Синодом Украинской Православной церкви и его святые мощи почивают в Одесском Свято-Ильинском мужском монастыре. Братия нашего монастыря обратилась к Его Высокопреосвященству Агафангелу Митрополиту Одесскому и Измаильскому с просьбой передать нашей обители частицу святых мощей сего угодника Божьего с тем, чтобы они хранились в иконе Божией Матери, написанной при его жизни. Он являлся основателем 3-х Афонских подворий в Одессе и теперь, сберегая переданную нам частицу мощей, молитвенно обращаясь к нему, братия испрашивает и его помощи в возрождении нашей обители. Владимирская икона была принесена в храм и предложена для приобретения. Усердиями братии и общими стараниями прихожан эта икона была выкуплена и заняла свое достойное место в храме.


Празднование иконы Владимирской Божией Матери в течение года совершается три раза, но иконе, которая хранится в нашей обители, совершаются особые праздничные богослужения в честь Малой Владимирской иконы — 23 июня / 6 июля и в честь этой святой иконы — 26 августа / 8 сентября.


untitled-80.jpgБоголюбская икона божией Матери издревле почиталась в нашей святой обители. Каждое воскресение на вечернем богослужении по «Ныне отпущаеши...» совершается акафистное пение сей святой иконе, что является продолжением прежних традиций. В день памяти иконы в храме совершается праздничное богослужение также с пением акафиста по шестой песне канона. Как встарь, так и теперь, в этот день часто служит Киевский Митрополит или епископы. После второго закрытия монастыря (1960г.), сей святый образ был перенесён на хранение в  Киевский Свято-Покровский женский монастырь, где икона остается и поныне. Несмотря на то, что наш монастырь вновь открылся и икона почитается также как и прежде, святыню пока не возвращают.


Самым большим почитанием у православных киевлян и многочисленных поклонников пользуются мощи основательницы монастыря матушки Димитры. Три раза в год совершаются особые, пока заупокойные богослужения в дни памяти матушки: 9/22 марта — в день ее блаженной кончины; 8/21 августа — в день возвращения ее святых мощей: 1-е — из С.-Петербурга и 2-е — со Зверинецкого кладбища; 3/16 сентября отмечается день изнесения святых мощей из храма на Зверинецкое кладбище при закрытии монастыря в 1960г. Во все эти дни совершаются службы как в храме-усыпальнице, так и в главном храме монастыря. Мощи Матушки на ранней службе находятся на месте покоения. После ранней службы совершается заупокойная лития, и мощи износятся в верхний храм. После поздней литургии совершается крестный ход с мощами вокруг монастыря, после чего они вновь опускаются в нижний храм, где при стечении огромного количества молящихся вновь совершается заупокойная лития. В память печального события 3/16 сентября, помимо богослужения, братия монастыря и постоянные прихожане обители держат строгий пост, чтобы подобные события никогда более не повторялись.


В нашем монастыре недавно была устроена часовня, в которой хранятся и благоговейно чтутся списки многих чудотворных икон Божией Матери и многочисленные частицы мощей святых угодников: Святителя и Чудотворца Николая, Святаго мученика Трифона, святаго священномученика Харлампия, святаго великомученика Димитрия, преподобного отца нашего Кукши Одесского, святаго праведного Ионы Одесского, преподобного Гавриила Афонского, святые преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, преподобного Амвросия Оптинского, праведного Симеона Верхотурского, святыя великомученицы Варвары, святаго великомученика Федора Тирона и многие другие, которые в разное время были переданы монастырю. Часовня открыта для поклонения верующими. Святыни, хранящиеся здесь, постоянно пополняются.
Богослужения в храме совершаются ежедневно и, вознося свои молитвы к Престолу Вечной Славы испрашиваем у Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и всех Святых угодников милости к нам и народу нашему, помощи в деле нашего спасения хранению тех нравственных идеалов, которые живут в сердцах и душах народа нашего.
ВСЁ ПО ВЕРЕ НАШЕЙ!!!!
В монастыре можно приобрести рукавички освящённые на мощах:
Прп. Димитры Киевской,
Прп. Олимпиады Арзамаской,
Св. Рав. Марии Магдалины,
Св.Муч. Христины,
Св. Муч. Трифона.

В бортничах в Благовещенском мужском монастыре, можно приобрести шапочки освящённые на мощах Святых Мученников Киприана и Иустинии.


В  монастыре можно сделать пожертвования на строительство монастырей (именные кирпичики)
Список монастырей:

  1. Введенский мон-рь, г.Киев
  2. Колокольня Введенского мон-ря
  3. Ризоположенческий муж. мон-рь , с. Томашовка
  4. Храм Страстей Христовых , с.Томашовка
  5. Храм Всех Печерских , с.Томашовка
  6. Храм Благоразумного разбойника , с.Томашовка
  7. Часовня св. прп. Матроне Московской , с.Томашовка
  8. Часовня вмч. Варвары , с.Томашовка
  9. Храм Паисия Великого , с. Ярошовка , Фастовский р-н
  10. Троицкий храм , с.Рудое, Володарский р-н., Киевская обл.
  11. Воскресенский храм , г.Фастов
  12. Храм Б.М.«Услышательница»,с.Фасовая,Макаровский р-н,Киевская обл   
  13. Храм пророка Илии, пгт. Макаров, Киевская обл.
  14. Храм св. ап. Иоанна Богослова , Крым
  15. Храм вмч. Дмитрия Солунского , сШерлыця ,Черкасская обл.   
  16. Храм апп. Петра и Павла ,г.Севастополь
  17. Серафимо-Знаменский скит , Московская обл.
  18. Храм вмч. Иоанна Воина , г.Киев
  19. Храм Трехсвятителей , пгт.Володарка
  20. Храм Б.М. «Призри на смирение» , г.Днепропетровск
  21. Храм свт. Николая , г.Коростень , Житомирской обл.
  22. Храм Рождества Пресвятой Богородицы , г. Поти , Грузия   
  23. Храм «Неопалимая Купина», с.Дударков , Киевская обл.
  24. Храм свт. Николая , Луганская обл., с.Верхнебогдановка
  25. Монастырь вмч. Пантелеймона , Афон
  26. Мрнастырь Хиландар, Афон
  27. Знаменский муж, мон-рь , Киевская обл.
  28. Храм Серафима Саровского г.Днепропетровск
  29. Горненский женский мон-рь , Иерусалим

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.