В XII—XIII веках происходит постепенная колонизация Карельского берега Белого моря, оттуда открывался кратчайший путь на Соловецкие острова.
Вслед за промысловиками обширные, почти не занятые территории стали осваивать монахи.
Их численность увеличивается к концу XIV столетия, когда на Руси утвердился новый тип монастыря-хозяйственника, жизнь в котором строилась на общежитийном уставе и производительном труде всех членов. Основателем Соловецкой обители стал Савватий, ученик одного из крупнейших религиозных подвижников своего времени — Кирилла Белозерского (основателя Килилло-Белозерского монастыря).
Путь Савватия на Соловки был не прост. После долгого проживания под руководством мудрого наставника и, видимо, после его смерти он в поисках "безмолвного" жития отправляется дальше на Север. Некоторое время он находит успокоение в малочисленном Валаамском монастыре на Ладожском озере. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным, и он ищет одинокого пристанища на малоизвестном и удаленном в море Соловецком острове. Продвигаясь вдоль Карельского берега, он узнает от местных жителей, что остров велик и необитаем, что на нем много лесов и озер. Поморы, узнав о намерении престарелого монаха в одиночестве отправиться на остров, отговаривают его, ссылаясь на преклонный возраст и трудности в добывании пропитания. Советы мирян возымели действие, и уже вскоре Савватий находит себе попутчика в лице уже наезжавшего на Соловки пустынножителя Гетмана. В 1429 году, преодолев опасный двухдневный путь морем, монахи вступили на облюбованную землю.
Первые годы жизни на острове складывались особенно трудно. Оторванность от материка, стихийная мощь природы наполняли жизнь постоянными лишениями. Суровый климат и скудная земля не способствовали развитию земледелия — кроме репы, ничего не удавалось вырастить. Для пополнения продовольственных запасов поселенцам приходилось обращаться к наезжавшим на остров промысловикам, а порой и самим отправляться на материк. На шестом году жизни монахов произошло несчастье. Во время отъезда Германа в Онегу неожиданно заболел и почувствовал близкую кончину Савватий. В одиночестве он отправляется на Карельский берег и там вскоре умирает. Строго говоря, Савватий не был основателем монастыря, но для будущего соловецкого монашества он несомненно является авторитетным старцем. Своими аскетическими подвигами он открыл инокам путь на Соловки, вдохновил их на будущее "благоустроение". Уже через несколько лет его мощи с почестями были перенесены на Соловецкий остров и захоронены в Спасо-Преображенском соборе.
Меньшая известность ожидала Германа. Он не имел столь яркого послужного списка, был неграмотным и принимал на себя основную тяжесть материальных забот. Но именно благодаря ему спустя год после смерти Савватия на Соловки прибыл будущий деятельный организатор монашеского жития — Зосима. Сын богатых родителей из небольшого села Толвуи (на берегу Онежского озера), Зосима, желая отречься от мира, раздает имущество бедным и уходит в Поморье, на Суму-реку. Здесь он встречается с Германом, который подробно рассказывает ему о Савватий, об удобном расположении острова и возможности устройства на нем монастыря. В 1436 году, собрав необходимый "запас", они отплывают на Соловки.
Введенская церковь
Первое упоминание о Введенском храме встречается в дозорной грамоте 1625 г.: «Храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст» из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 г.
Каменный храм был возведен тщанием прихожан во второй половине XVIII в. Известны крупные пожертвования на строительство храма от Ф.М.Макарова и семьи Толченовых.
10 сентября 1768 г. был освящен главный Введенский престол храма. При храме имелось деревянное здание, в котором размещалось приходское училище.
В 1786 г. священник Симеон Наумов и «все тоя церкви прихожане» подали прошение о строительстве каменной колокольни вместо деревянной. Колокольня была отстроена трехъярусная, по проекту Н.П.Осипова; в 1832 г. надстроили четвертый ярус. Имелось 8 колоколов, из которых самый большой был весом в 213 пудов (3400 кг).
Введенская церковь имела необычайно пышное для сельской церкви убранство. Центральный иконостас — шестиярусный, золоченый, с объемной барочной резьбой. По сей день одним из самых почитаемых храмовых святынь является образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. На его обороте имеется надпись: «1748 г. ноября месяца... купец Михаиле Иванов Попов... дал вклад в церковь Божий сей образ». Настенная роспись церкви сделана художником П.В.Кузяевым.
В советское время из храма вынесли всю драгоценную утварь, с некоторых икон были сорваны венцы и оклады, похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла роспись на фасаде здания. В 1937 г. были сброшены колокола. Но храм никогда не закрывался.
24 года настоятелем храма был Константин Пяти-крестовский, который причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.
20 лет алтарницей храма служила схимонахиня Иоанна (Патрикеева), келейница и духовная дочь священномученика Серафима (Звездинского), сопровождавшая его во всех ссылках вплоть до его мученического конца. В храме, как святыни, хранятся некоторые личные вещи священномученика Серафима.
При Введенской церкви действует воскресная школа и библиотека.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.
Новый Иерусалим
В середине XVII века у излучены речки Истры лежало старинное село Воскресенское. Красивейшая панорама лесов, полей и неспешной реки, открывающаяся с горы, расположенной напротив села, вдохновила патриарха Никона поставить здесь крупный монастырь, в котором будут воспроизведены Святые места Палестины. В середине XVII века патриарх находился на вершине власти, являясь практически соправителем царя, поэтому стройка шла очень быстро. На горе, получившей имя Фавор, появились стены, оградившие территорию будущего монастыря. Началось возведение монастырских зданий и собора.
По замыслу Никона собор, названный Воскресенским, должен был повторить Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме. Для этого в Палестину отправили иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, составившего подробные чертежи Иерусалимского храма Гроба Господня и Вифлеемского храма Рождества Христова. Имелся и зримый образ собора - кипарисовая модель, в мельчайших подробностях воспроизводящая Храм Гроба Господня.
Монастырь быстро обрел величественный вид. Русскими и иноземными мастерами был возведен одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор, ставший российским аналогом Храма Гроба Господня; к нему пристроили часовню Гроба Господня, Успенскую церковь, а также подземную Константиноеленинскую церковь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.