Последняя находка киевских археологов на ул. Фрунзе, 25 (это был средневековый сруб, который, по всей видимости, в XVI веке служил нашим предкам резервуаром для воды)
Кладбище русов
ЕЩЕ в 1990-е годы столичные археологи наткнулись на колоссальный некрополь языческих времен, протянувшийся от Андреевской церкви до Софии Киевской. В этом могильнике, датированном IX-X вв. нашей эры, хоронили древних русов. По мнению ученых, эти язычники компактно проживали на месте нынешнего Подола, а хоронили своих соплеменников на холмах. Могильник состоит из курганов, в которых помимо погибших воинов или умерших своей смертью древних славян, хоронили принадлежащие им при жизни предметы, коней, а иногда и жен. Позже, в XI в., когда на киевский престол взошел князь Владимир, языческий некрополь «законсервировали». Вернее, на его месте стали возводить новый город с административными зданиями и усадьбами. Новые христиане, понятное дело, не отягощали себя мыслями об осквернении языческих святынь и уж тем более не боялись Перуна-громовержца.
Склеп в восточном стиле
В ТЕ ЖЕ 1990-е годы на Кирилловских горах был найден и второй языческий некрополь X в., еще содержательнее первого. Дело в том, что в его «чреве», помимо дохристианских захоронений специалисты обнаружили большое количество серебряных монет и стеклянных изделий, привезенных, видимо, с Востока. По мнению директора Центра археологии Киева НАН Украины, кандидата исторических наук Михаила Сагайдака, скорее всего, некоторые тогдашние местные жители совершали походы на территорию современного Азербайджана, привозя оттуда специфические украшения. Впоследствии эти украшения попадали в могилы вместе с умершими.
Хозяин горы
ПО сей день продолжаются исследования Замковой горы, находящейся между двумя обозначенными некрополями. На ней искатели древностей наткнулись на остатки раннесредневековых построек, которые, по их мнению, относятся к военным укреплениям князя. Предположительно, князь с группой хорошо тренированных воинов «смотрел» до начала Киевской Руси за язычниками с Подола, не забывая систематически взимать с них дань.
Первый «Бродвей»
ОДНИМ из самых любопытных открытий первого десятилетия независимости Украины стал Боричев спуск. По версии Михаила Сагайдака, обнаружение старых ворот под остатками каменной постройки на территории Михайловского Златоверхого собора плюс открытие древней дороги в верхней части улицы Андреевской, а также ряд дошедших до нас письменных источников позволили сделать вывод, где же проходила самая древняя центральная улица Киева. По диагонали от ныне действующего фуникулера к началу Андреевской улицы. Именно по этой дороге, как гласят седые летописи, древляне, убившие мужа княгини Ольги, поднимались к ней с дарами на поклон. Именно по Боричеву току первые киевские христиане тащили топить в Днепре статуи языческих Перуна и Дажбога.
Керамика в складчину
В НАЧАЛЕ 2000-го Центр археологии Киева вплотную занялся прибрежной зоной. Ведь если взять во внимание то, что наши предки тяготели к Днепру, по которому к ним прибывали заморские товары и отходили битком набитые местной керамикой европейские суда, может посчастливиться отыскать что-нибудь ценное. Так и случилось. Под Набережной-Крещатикской археологи докопались до череды складских помещений. Только в одном из таких складов насчитали около трехсот керамических изделий, датированных IX-X вв.
Храм на могилах князей?
В 2003-м на свет божий явились запыленные остатки фундамента раннесредневе-кового каменного храма по улице Юрковской, 3. Интересно, что по данным ученых, нижние блоки этой ранней христианской церкви на Подоле заложены в XI в., а ее верхняя часть надстроена веком позже. По одной из версий, храм носил имя святого Николая, как и одна из близлежащих киевских церквей, где в конце XVII в. укрылись монахи Михайловского Златоверхого монастыря, и откуда их выдавили Петр I с гетманом Мазепой ввиду строительства военных укреплений над Днепром. Согласно еще одной исторической версии, каменная святыня на Юрковской возведена на месте захоронения одних из самых первых князей Киева - Аскольда и Дира, остаткам храма, найденного на ул. Юрковской, - около 900 лет.
Сруб засекли
СВЕЖАЯ находка столичных археологов на Фрунзе, 25, позволила открыть не только колодец XVI-XVII вв. и более раннюю усадьбу, расположенную рядом, но и позволила говорить о поросшей мхом улице, которая в XI в. могла соединять Юрковский храм с усадьбой, а позднее и с колодцем на Фрунзе. В общем, жили себе киевляне по обочинам этой дороги в своих деревянных домах, ходили молиться в каменную церковь святого Николая, а на рубеже веков решили выкопать яму 7 м глубиной, чтобы опустить в нее пирамидальный сруб для водных нужд. Судя по всему, местные жители вначале собрали деревянную пирамиду где-то поодаль в лесу, на что указывают засечки на каждом из бревен. А уже затем последовательно опускали каждое бревно в вырытый котлован.
Основные археологические находки были сделаны в центре города: на Подоле, Печерске, на территории Старого города и даже на площади Независимости. Специалисты объясняют это довольно просто: археологические экспедиции Киева прежде всего нацелены на те места, где, по их сведениям, обязательно должно что-то найтись. То есть работа ведется не вслепую, а по проверенным временем картам. Например, если в каком-нибудь районе еще в советские годы было обнаружено немало «вещдоков» старины, то, увеличивая радиус раскопок, работы продолжаются в близлежащих окрестностях.
Причину, по которой древние русы-язычники, а также пришедшие им на смену христиане Киевский Руси облюбовали именно эти места, археологи объясняют удобными географическими условиями. Во-первых, близость Днепра, что позволяло речным караванам торговцев выгружать товар прямо на берег. А, во-вторых, холмистая местность, благодаря которой древние киевляне могли с успехом защищаться от неприятеля, рискнувшего атаковать их с реки.
Поучимся старому и ввергнем наши души в оное, ибо то есть наше. И в этот раз должны так же вспомнить о том и держаться за своё, как и отцы наши.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.