Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

четверг, 30 сентября 2010 г.

Дом, где считают деньги...

Первая в Европе система противопожарной сигнализации была установлена в Киеве в августе 1905 года. Спустя три года она спасла здание Киевской конторы Государственного банка от грандиозного пожара. Адрес спасённого здания хорошо известен киевлянам – ул. Институтская, №9-а. Нынче здесь располагается Национальный банк Украины.


Первое в городе банковское учреждение открылось в 1781 году. Это была Киевская контора Ассигнационного банка. После её закрытия в 1788 году, денежные вклады начал принимать Приказ общественного поощрения, предоставлявший займы физическим лицам под залог недвижимости. В самом конце ХVIII века в Киеве была основана Общественная комиссия, которая на правах банка принимала вклады и осуществляла кредитование.

Но настоящие банковские операции начались лишь после открытия в городе в 1839 году конторы Государственного банка. Она располагалась с 1847 года в большом двухэтажном дворце на Институтской, №9. Это здание в стиле ампир, принадлежавшее Польскому дворянству – над колоннадой портика красовалась надпись «Dvorzanska komissija», – являлось одним из самых больших в тогдашнем Киеве. Прекрасные интерьеры и роскошный зал для приёмов делали его притягательным для посещения городской аристократией. Здесь устраивались балы и маскарады с участием первых лиц губернии. Удобным было и то, что особняки военной и гражданской верхушки Киева располагались поблизости.
Почему банковская контора находилась на Институтской, а не на Крещатике? Да потому, что формирование Крещатика как улицы в те времена только начиналось, а уж как о центральной магистрали города о нём тогда и речи не было…

Впоследствии, когда количество операций серьёзно возросло, оказалось, что это здание уже тесновато для клиентов. Произвели надстройку двух этажей, это решило проблему, но ненадолго. Городская дума поставила на обсуждение вопрос расширения существующего здания и сооружения рядом с ним нескольких подсобных помещений, однако гласные [депутаты] думы высказались категорически против. Их возражения сводились к тому, что главное банковское учреждение города расположено вдали от Крещатика, ставшего центральной магистралью города, и не всякий извозчик «без риска для жизни лошадей, да и господ банкиров» согласится ехать вверх по крутой Институтской улице… Пока длилась эта перепалка, выяснилось, что здание находится в аварийном состоянии из-за просадки грунта.
Стало понятно, что теперь любой из вариантов – строительство нового здания либо реконструкция прежнего – потребует значительных средств. Город не хотел давать деньги, надеясь, что их выделит министерство финансов, а министерство, в свою очередь, всё выжидало, когда же Киев откроет финансирование из собственного бюджета.

Точку в этом вопросе после десятилетних трений поставил министр финансов Сергей Витте, который до назначения на эту должность долгое время работал в Киеве. Он распорядился начать строительство нового здания за счёт бюджета своего ведомства. Но не на Крещатике, как того хотели гласные городской думы, а всё на той же Институтской, на прилегающем к старому зданию участке №9-а. Поскольку отведенная под строительство территория уже давно принадлежала финансовому ведомству, казна не несла дополнительных затрат.
Мотивировка С. Витте была убедительной: «Люди привыкли к местоположению Банка именно здесь, а строительство Киевской городской электрической железной дороги [трамвая] в сочетании с одновременным качественным замощением улицы позволит коммерсантам быстро и с комфортом добираться до Конторы». Его слова оправдались сполна – и сегодня главная контора Национального банка Украины располагается именно здесь.

Начатое осенью 1902 года, строительство банка продлилось три года. Оно было настолько засекречено, что помимо высокого деревянного забора был установлен специальный караульный наряд. Солдаты круглосуточно охраняли объект от посторонних глаз. Стройку ежедневно посещали авторы проекта — инженер Александр Кобелев и архитектор Александр Вербицкий. Последнему поручили выполнить рабочие чертежи и оформить величественную фасадную часть. Подлинным украшением нового здания банка стало оформление фасадов и интерьеров произведениями, созданными под руководством итальянского скульптора и художника Элио Саля. В августе 1905 года здание начали осваивать банкиры.
Все помещения нового комплекса освещались электричеством, обогревались при помощи парового отопления и имели «принудительную» вентиляцию, способную в течение часа заменить воздух во всех помещениях.
Неподалеку от прекрасного розария существовал специальный резервуар, стоило наполнить его льдом — и в жаркую пору в комнатах воцарялась прохлада, разливался нежный аромат цветущих роз. И это при закрытых окнах!
Рядом с основным зданием во дворе Конторы возвели четырехэтажный флигель с тридцатью одно- и двухкомнатными квартирами для проживания банковских служащих. И хотя вспомогательное здание спрятано от глаз прохожих, оно, тем не менее, решено в архитектурном стиле основного корпуса. В одной из труб этого флигеля однажды воспламенилась зола и создалась реальная угроза пожара в центральном корпусе банка. Однако чётко сработавшая система противопожарной безопасности спасла оба здания от воспламенения. Впрочем, следует отметить, что в проекте основного корпуса изначально старались не использовать деревянные детали – как оказалось, это было совершенно оправданно.

Надстройка еще двух этажей центрального корпуса, осуществленная уже при советской власти, в 1934—1935 годах, была выполнена настолько изящно, что прибавила шарма всему комплексу. Проект реконструкции выполнил всё тот же А. Кобелев – правда, теперь уже в соавторстве с архитектором Валерианом Рыковым. Интересно, что массивную – весом в 332 тонны! – крышу не разбирали, а поднимали при помощи мощных домкратов, постепенно наращивая дополнительные этажи. Благодаря этому во время перестройки не пострадали и грифоны, созданные еще в начале века Э. Саля. Эти сказочные чудовища, согласно античной мифологии, охраняют вход в подземелья, где добывают золото.
Национальный банк Украины и сегодня пользуется помещениями, созданными сто лет назад, особенно роскошными вместительными хранилищами, где, без сомнения, помещается немалое количество золота, валюты, драгоценностей и прочих сокровищ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.