Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

среда, 20 октября 2010 г.

Козельщанская икона Божьей Матери

Истории в обработке Галины Манив "Семейная икона и больная девушка"

Само начало этой иконы никто не помнит. А может, никто и не поинтересовался у молодой итальянки, что за образ она привезла из родины. Возможно, сначала он был дорогим только для этой фрейлины, которая приехала служить российской императрице Елизавете Петровне. Ведь икону писал художник итальянской школы, а в России привыкли к образам греческой традиции.

Впрочем, этот образ удивительной красоты не может оставить безразличным чуткое сердце. Божья Матушка и Ребеночек Иисус как-то очень нежно и утешительно смотрят из него. Маленький Исусик держит в руке крестик, а Богородица касается креста снизу. Это не случайно. Икона рассказывает о будущих событиях: о распятии нашего Спасителя и о страдании Его Матери под Крестом. А слева на иконе изображен краешек стола, на котором стоит чаша с ложечкой при ней. Она символизирует святое Таинство Причастия, а еще напоминает о чаше страданий, которую пришлось выпить Самому Спасителю и Его Матери.
 Картинка 3 из 63
 Поэтому, не удивительно, что итальянская фрейлина так любила эту икону. Она никогда не расставалась с милым ее сердцу образом и взяла его с собой в Украину, когда вышла замуж за писаря Войска Запорожского Бедолагу. И сам образ, и любовь к нему, а может, и обычай чистить ризу иконы во время особенно пылкой молитвы итальянка передала своим украинским потомкам. Вот от этой семейной святыни и произошло чудо, свидетелями которого были много людей.
На то время иконой владела семья графа Владимира Ивановича Капниста, храня ее в своем козельщанскому имению, на Полтавщини. Как-то, в 1880 году, на Масляную граф получил из Полтавы, где училась его дочка Мария, тревожную весть. Он покинул все дела и помчався к городу. Свою девочку господин Владимир увидел прикованной болезнью к кровати: она вывихнула ногу и чувствовала себя нехорошо. Местный врач заверял, что травма пустяковая и достаточно будет просто положить ногу в гипс. Однако нога в Марии очень болела, потому встревоженный отец повез ее к Харькову, к славному хирургу Груббе. Уважаемый врач тщательным образом осмотрел девушку и тоже ничего серьезного не заметил. Он положил на больную ногу специальную гипсовую повязку и назначил лечение. Все были уверены, что Мария скоро выздоровеет.
Однако, девушка страдала весь Большой пост - с каждым днем все больше, а на Пасху у нее вывихивала вторая нога. Пришлось и на эту ногу положить такую же повязку. Профессор Груббе посоветовал срочно везти больную Кавказом и лечить минеральными водами и горным воздухом. Мария послушно выполняла все советы врачей, но ничего не помогало. Напротив, на Кавказе ей стало совсем плохо: вывихивали еще несколько суставов, нестерпимо болел позвоночник - от найлегшого прикасания и даже от любого громкого звука. Зато руки и ноги несчастная девушка вообще перестала чувствовать.
Родители были в отчаянии, не знали, как спасти дорогого ребенка. Они повезли дочку к Москве, показали ее всем самым известным российским профессорам. Марию осмотрели невропатологи Кожевников и Корсаков, хирург Склифасовский, терапевты Павлинов, Митропольский и Каспари. И все они признали, что ничем не могут помочь больной. Была еще надежда на славного французского профессора Шарко, который вскоре должен был приехать в Россию. Однако измучена девушка больше не должна была силы оставаться в чужом городе. Она умолила родителей отвезти ее к родной Козельщини, и семья вернулась в Украину. В Москве остался только господин Владимир, чтобы караулить на приезд врача. Он взял из жены обещание, что она сразу привезет сюда Марию, только что месье Шарко приедет.

Дома несчастная девушка немного утешилась. Здесь были верные друзья, отданные слуги. Все пытались облегчить ее страдание, как-то успокоить. В имении Капнистив стали часто собираться гости, чтобы развлечь больную интересными разговорами, музыкой и пением.
21 февраля 1881 года, в день, когда произошло чудо, в доме тоже было людно. Мария именно увлеклась беседой и немного подзабыла о болезни, аж вдруг поступила весть от отца. Он писал, что месье Шарко уже скоро будет в Москве, поэтому время ей немедленно отправляться в дорогу. Девушка вместо того, чтобы обрадоваться, горько заплакала: опять чужой город, бесконечные обзоры врачей, противные лекарства, неутешительные выводы. Иметь пыталась утешить дорогого ребенка, вселить у нее надежду. Она призвала ее к себе и молвила: «Доченьку, завтра мы выезжаем. Возьми, моя дорогая, образ Пресвятой Богородицы, почисти ризу и как можно сильнее попроси нашу Заступницу, чтобы надоумила врачей, как тебе помочь». Послушная дочь сразу взяла икону, хоть и была слишком тяжелой для ее слабых, покрученных рук.
Стала Мария чистить ризу и горячо молиться к Божьей Матушке об исцелении, поливая образ слезами. Вдруг страдниця заметила, что с ней делается что-то странное: жизнь возвращалась к ее конечностям. «Мамо, мамо, - закричала в нестями девушка, - я чувствую руки! Я чувствую ноги!» Графиня и гости прибежали на крик. Они увидели, что Мария срывает из себя тяжелые повязки и пидпорки. Сначала все подумали, что несчастная потеряла ум от мук. Но сейчас же убедились, что произошло чудо и молодая графиня исцелилась от иконы. Радость и набожная почтительность охватили всех собравшихся, сразу позвали священника и в большом подъеме отслужили перед иконой благодарственный молебен.
Невзирая на то, что Мария чудесным чином исцелилась и потребности во врачах уже не было, графиня не хотела нарушить обещания, данного мужчине, и они выехали из дочки к Москве, взяв с собой и чудотворную икону. Весть о чуде опередила их. Счастливый граф встретил семью на вокзале, он хотел собственными глазами убедиться, что его доченька выздоровела. Господин Владимир осматривал девушку со всех сторон, без конца просил проходжатися перед ним, а когда натишився, повез к врачам. Никто из них не мог дать научного объяснения выздоровлению неизлечимой больной. А французский врач месье Шарко сказал, что, если бы не свидетельство уважаемых московских профессоров о неизлечимости болезни, он ни за что не поверил бы этой истории.

Однако в действительности история только начиналась. Слухи о чуде мигом распространились городом, и у дома, где жили Капнисти, стали собираться толпы больных и просто тех, кто хотел поклониться чудотворной иконе. Граф решил отдать святыню в храм на то время, пока его семья будет оставаться в Москве. Поэтому, люди смогли помолиться перед драгоценным образом в церкви. Там произошло еще несколько исцелений. А когда Капнисти вернулись с иконой к Козельщини, убедились, что и здесь о чуде уже знает весь край.
Первой пришла слепая. Она рассказала, что видела сон, в котором Царица Небесная приказала ей идти к этой иконе. Графиня вынесла образ, и больная долго молилась перед ним. А через несколько дней пришла опять, уже зрячей.
Люди приходили и приходили, поэтому граф уже не мог держать образ в доме. Он из благословения полтавского владыки Ивана построил в своем саду каплицу, куда и перенесли чудотворную икону. Но и каплица не могла вместить всех паломников. И уже следующего, в 1882 году на ее месте построили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и внесли туда с большим почетом бесценный образ. Бывало, что за день приходило поклониться святыне от пяти до семи тысяч паломников. Икона и дальше чудотворила. Двадцать один случай исцеления подтвердила специальная комиссия, а один слепой мальчик выздоровел просто у нее на глазах. Между тем граф уже беспокоился о создании женской обители, обещая выделить под монастырь землю. Через три года ходатайств он получил разрешение от Священного Синода, и в 1886 году к Козельщини приехали первые черницы. По этому поводу состоялся крестный ход со святыней, которую несла молодая графиня Мария. За пять лет маленькая община превратилась в монастырь.
Счастливо проходила жизнь черниц около святыни. Но недолго пришлось им радоваться покоем. Пришла безбожная коммунистическая власть, стала разрушать монастыри. Перед закрытием Козельщанской обители чудотворная икона заплакала кровавыми слезами. Власть запретила рассказывать о новом чуде. А черниц, которые ослушались приказу, схватили и замучили в тюрьме. Игуменьи Олимпиаде ІІ вырезали на груди крест. Всех других сестер переселили к Лебединскому монастырю на Черкащине. Туда они забрали с собой бесценный образ. Впрочем, через два десятилетия закрыли и эту обитель. Черницы должны были долгие годы переховувати чудотворную икону в обычной киевской квартире, близ Ленинградской площади. Только в 1993 году они смогли перенести святыню обратно к Козельщанского монастыря, который с падением коммунистического режима стал возрождаться.
И опять, как когда-то, паломники идут на Полтавщину. Приходи и ты, чтоб увидеть образ удивительной красоты, Козельщанску чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Помолись около него горячо, от всего сердца, расскажи о своих печалях. И Матушка Божья обязательно тебя услышит. И поможет.
Козельщанский Рождества-Богородичный собор

1 комментарий:

  1. Искренняя благодарность за бесценный материал!
    Здесь помещено два образа. Какой из них первоначальный?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.