Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском соборе, имевшим место за несколько лет до первого Вселенского собора. Лаодикийский собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Празднование совершается 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю). Ноябрь – девятый по счету месяц относительно марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного суда, который в Священном Писании называется днем "восьмым".
В народе этот день именуется Михайловым днем.
Ангельские чины разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию (в порядке предстояния Богу) входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы (древнеевр. «горящие», «пламенеющие», «огненные») – шестикрылые ангелы. Херувимы (древнеевр. «излияние премудрости», «просвещение») – четырехкрылые и четырехликие ангелы. Престолы («богоносные») – ангелы, на которых, как на престоле, восседает Бог.
Среднюю ангельскую иерархию составляют чины Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами ангелов, наставляют земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы творят чудеса, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти способны укрощать силу диавола, отражать от людей бесовские искушения, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала повелевают низшими Ангелами, учат начальствующих с честью и пользой исполнять должностные обязанности, не руководствуясь при этом личной выгодой и жаждой славы.
Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Архангелы укрепляют в людях веру и открывают им ее тайны и пророчества. Ангелы же наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Бога, наставляют людей к добродетельной и святой жизни, хранят верующих, удерживают их от падений и помогают подняться падшим.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения (от греческого angelos – вестник). Собор – есть соединение, совокупность всех святых Ангелов.
Архистратигом (греч. «главнокомандующий») над всеми девятью чинами поставлен Архангел Михаил (древнеевр. «кто как Бог»), один из самых почитаемых библейских персонажей.
По преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью.
Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян. Согласно Библии, Михаил низринул с Неба возгордившегося Люцифера с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воззвал: «Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».
Известен Архангел Михаил и на Руси. Считается, что именно его явление хану Батыю предотвратило поход татаро-монгольских воинов на Великий Новгород. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.
В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и там же устроен монастырь. Ему посвящен один из главнейших храмов Москвы – Архангельский собор Кремля, долгое время служивший усыпальницей правителей Московского государства.
Архангелу Михаилу посвящено множество православных икон, одна из наиболее известных – «Благословенное воинство Небесного Царя», написанная в 50-х годах XVI века митрополитом Афанасием для Успенского собора Кремля по заказу царя Ивана IV Грозного.
Помимо Михаила, известны также другие Архангелы: Гавриил (древнеевр. «крепость (сила) Божия»), носитель радостных благовестий; Рафаил («врачевание Божие»), целитель человеческих недугов; Уриил («огонь или свет Божий»), просветитель, ангел грома и колебания; Селафиил («молитвенник Божий»), молящийся о людях и побуждающий их к молитве; Иегудиил («славящий Бога»), покровитель трудящихся; Варахиил («благословение Божие»), испрашивающий людям милости и посылающий им благословения; Иеремиил («высота Божия»), содействующий возвращению человека к Богу.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда - пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет праведника Товию, несущего рыбу.
Уриил сжимает в поднятой правой руке обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".
Селафиил – в молитвенном положении, глаза смотрят вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил держит в деснице золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил изображен в одежде с множеством розовых цветов. Иеремиил держит в руке весы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.