Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

вторник, 6 декабря 2011 г.

Преподобные отцы Киево-Печерские

Преподобный Антоний  ПечерскийКиево-Печерская Лавра, первый монастырь на Руси, была основана прп. Антонием Киево-Печерским в начале ХI в.
Преподобный Антоний Печерский
Святителю отче наш, Антоние, моли Бога о нас! 



и Феодосием Киево-Печерским
Феодосий Печерский
Феодосий Печерский
Святителю отче наш,Феодосие, моли Бога о нас!
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, молите Бога о нас...
 (530x500, 231Kb)

Ныне в ней почивают нетленно мощи десятков святых иноков-учеников и сподвижников прп. Антония. Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры - покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах и бедах.

Агапит Печерский (? – 1095) – монах Киево-Печерского монастыря. Считается первым врачом Киевской Руси, прославился своей безвозмездной помощью больным, приобрел большую известность исцелением тяжелобольных молитвами и зельем. По преданиям, излечил Владимира Мономаха. Мощи Агапита Печерского находятся в Антониевых (ближних) пещерах Киево-Печерской лавры и до сих пор считаются источником чудес и исцелений.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке
и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному
календарю — 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст
.

 
Преподобный Григорий, затворник, чудотворец подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV в. Прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием - вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги он сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеление. Память его 8 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Св. Иулиания жила в первой половине XVI века. Она была дочерью князя Георгия (Юрия) Дубровицкого-Ольшанского, одного из благотворителей Киево-Печерской лавры. Праведная Иулиания скончалась на 16-м году жизни и была погребена в Киево-Печерской лавре. В начале XVII века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599—1624), святые мощи праведной Иулиании были обретены нетленны­ми. При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апосто­ла и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была при­бита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулиания, княжна Оль­шанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставль­шаяся девою на шестнадца­том году от рождения». Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом, одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом. Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, как они рас­сыпались в прах. Осталось одно ее нетленное тело, к которому как бы не дерз­нула прикоснуться смерть, и еще драгоценные украшения на ее руках. Святую девицу облекли в новую одежду и положили в юго-западном углу Великой Успенской церкви, но без почести, подоба­ющей святым.

Иоанн Многострадальный. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.
Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совер­шенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен препо­добный отец наш Антоний (+1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: “Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затво­риться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь помо­жет тебе молитвами преподобных Своих”. Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже трид­цатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страс­ть­ми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуре­ваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С нас­туплением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: “Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Чело­веколюбец, избави мя от погло­щения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего”. Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: “Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь — смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке”. Я же, поклонившись, сказал: “Госпо­ди, почто мя оставил еси зле мучима быти?” Отвечал мне голос: “По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым — легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти те­лесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сот­ворил и может помогать страждущим страстью сей”. Я же стал взывать: “Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего”. И вот пришел на меня неизре­ченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно прихо­дящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осве­тившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многостра­дальном житии.
Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподоб­ного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вож­деление плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаб­лении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами приг­вождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и стра­сти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покая­ния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропа­сти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечис­тоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помо­лившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе — блаженный и брат — воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.
Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный так­же закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Преподобные Федор и Василий  Преподобный Феодор в мирском житии своем владел богатым имением. Слыша же в Евангелии изречение Господне: Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33), он последовал словам этим. Оставив все мирское и раздав богатство нищим, он сделался черно­ризцем в монастыре Печерском и с великим усердием подвизался в добро­детели. По благослове­нию игумена он поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами преподобного Феодосия, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере, диавол поселил в нем печаль и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть диавольское искушение. Забывая слова Господа: Не пецытеся душею вашею, что ясте или пиете: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 25—26) и видя нищету свою, стал приходить в отчаяние, сделался мрачен и об этой скорби своей поведал друзьям.

Преподобный отец наш Ахилла диакон, возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергшись мира, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Приняв на себя ангельский образ, он проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников. Ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Зелие же употреблял он весьма редко, и то в малом количестве. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. За такую постническую жизнь Господь сподобил его вечного блаженства со святыми. Память его празднуется 4 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
 

Преподобный Игнатий, Архимандрит Печерский от юности соблюдал себя в чистоте и непорочности. Принявши на себя иноческий чин, святой своей жизнью, кротостью и любовью ко всем он обратил на себя взоры всех. Братия по монашеству так любила и уважала его, что единогласно избрала его настоятелем, руководителем и пастырем иночествующих в Печерской обители. Но святой Игнатий, будучи выше других саном, не ослабевал в подвигах монашеских. Напротив, он превосходил братию и добродетелями - постом, молитвой и смирением. Его усердные молитвы и священнослужения чудотворно действовали на других. Болящие исцелялись его молитвой и даже одним вкушением просфоры, на которой он священнодействовал. Велика сила добродетельной святой жизни! Велика сила благоговейных священнодействий и веры, с которою пронимаются святые просфоры! Достигши старости, преподобный Игнатий отошел ко Господу. Память его 20 декабря. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
 

Преподобный Вениамин жил в ХIVв. в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющая лжу,- и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь Бог погубит глаголящих лжу, - то погубит и купцов ложных, а кто из купцов может сказать, что он никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он Евангельское слово: неудобь богати в Царствие Божие внидут. Размышляя об этом мзречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на благоустроение храмов Божиих. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским, и, сделавшись иноком, угождал Господу Богу до конца своей жизни постом, молитвой, нищетой и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу, получив от Него венец и мзду вечной награды. Память его 13 октября. Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
 

Преподобный Евфимий, схимник Печерский (ХIVв.), жил чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Открывая уста только для Богослужения и молитвы. Питался иеросхимонах- молчальник одними травами. И ныне пищей райской неоскудно наслаждается и с Ангелами немолчно славословит Бога и молится о нас. Память его 20 января. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
 

Преподобный Сергий Печерский, Послушливый подвизался в ХII-XIIIвв. Его наименование показывает отличительные подвиги его жития: отречение от своей воли и совершенное послушание настоятелю. Память его 28 сентября и 7 октября. Нетленные мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.
 

Преподобный Пимен, постник Печерский, подвизался в Дальних пещерах. Он имел такую благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от трудов и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. За такие труды сподобился получить вечное блаженство. Был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141г. Память его 7 августа. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
 

Преподобный Агафон Печерский, чудотворец, по имени своему (благой), имел и житие благое, исполненное многих добродетелей. Зная, что род человеческий лишился рая через снедь и невоздержание и что вновь входит в него постом, он отверг мирскую и суетную жизнь, и избрал жизнь постническую. Крепко подвизаясь против невидимых врагов, он победил все козни, все искушения и все стрелы разженные: греховные вожделения плоти, нечистые желания сердца, мрачные и тревожные мысли, и приобрел спокойствие души, духовное просвещение ума и сердца, чистое созерцание духовного мира - Бога, Ангелов, будущего блаженства праведных, ясное познание истинного пути добродетелей, дар невозмутимой молитвы, целебные благодатные силы и дар пророчества. По словам древней надписи над его гробом, преподобный Агафон был совершенный угодник Божий, яко пророк будущая возвещая; яко врач, возложением рук своих немощные исцеляя; яко свят, в небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребывая. Провидев заранее кончину свою, он переселился ко Господу. Память его празднуется 20 февраля. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
 

Преподобный Лаврентий Печерский, затворник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII-XIV в. Возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное тело оставив в пещере. Память его 20 января. Его мощи почивают в Дальних (Феодосииевых) пещерах.
 

Преподобный Дионисий, священник и затворник Печерский. Об этом святом отце упоминается в Патерике Печерском, в сказании о чуде, бывшем в пещере на святую Пасху 1463 года, именно говорится следующее: при благочестивейшем Киевском князе, Симеоне Александровиче Олельковиче, и брате его, князе Михаиле, и приблаженном архимандрите Николае, управлял пещерой некто из братий священноинок Дионисий, называемый Щепа. Он вошел на Великий День святой Пасхи в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить тела усопших святых. Придя на место, называемое общиной, или трапезой, и покадивши, он сказал: "Святые отцы и братие! Сегодня есть Великий День, Христос воскресе!" И тотчас отвечал ему от всех святых голос, как гром: "Воистину воскресе!" После такого чуда блаженный Дионисий остальное время своей жизни провел в затворе и, угодив Богу совершенно, по смерти причтен Им к лику святых. Память его 3 октября. Погребен в Дальних пещерах.
 

Преподобный Лукиан Печерский, священномученик. На одной древней доске с иконой святого написано, что "Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года". Память его 15 октября. Его мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах , был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского , в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом . 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя
 

Преподобный Меркурий Печерский подвизался в Дальних пещерах в ХIV веке, был строгим постником. При жизни преподобный Меркурий был соединен глубокой духовной любовью с преподобным Паисием, и по смерти они были положены в один гроб. Память его совершается 4 ноября. Его мощи почивают в Дальних пещерах.
Общая память Собора всех преподобных Киево-Печерских совершается во 2-ю Неделю Великого поста.
Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Ближних пещерах совершается 28 сентября ст. ст.
Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Дальних пещерах совершается 28 августа ст. ст.
 
Молитвами святых угодников Твоих, Антония и Феодосия, и прочих чудотворцев Печерских, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь.

Богоматерь Свенская(Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия)

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими
Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей, архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII в. и является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.














Архитектурный комплекс Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра
К
До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще вXI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
 (700x525, 114Kb)
Успенский собор. К утренней... 2009г.
Файл:Kievo pe4erskaja Lavra.jpg
В.В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»1905г.
Фото: Успенский собор к статье «Киево-печерская Лавра» (Киев)
Успенский собор
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня
File:Kiew Hoehlenkloster Turm.jpg
и братская трапезная с церковью.
Фото: Трапезный храм к статье «Киево-печерская Лавра» (Киев)

Трапезный храм
Южнее, на склоне холма, расположен вход в  Ближние пещеры, а на самом южном возвышении –  в Дальние.  Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

Лаврские брущатые дорожки
 (699x468, 187Kb)
 (700x525, 116Kb)
 (700x525, 104Kb)

 (700x525, 60Kb)
Каменные стены Киево-Печерской Лавры
На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XXв., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. А эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный  Никола Святоша , правнук Ярослава Мудрого.
Никола Святоша Черниговский
 


Тропарь Николе Святоше, князю Черниговскому, Печерскому чудотворцу, в Ближних пещерах, глас 2:


Отечество и славу княжения твоего оставил, /
Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, /
преподобне отче наш Николо; /
тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, /
идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.







5

Рака с мощами преподобного Николы Святоши. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.
Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного  Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в  1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.
Преподобный Нестор Летописец, Печерский
 (667x500, 141Kb)
Памятник Нестору Летописцу
К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая , основанный преподобным  Николой Святошей  в12в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, - это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале 18 в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.
Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в1696-1698  гг. иждивением Ивана Мазепы. Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, - ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.



Храм на Берестове
Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь).
Фото: Трапезный храм преп. Антония и Феодосия к статье «Киево-печерская Лавра» (Киев)
Трапезный храм преп. Антония и Феодосия
Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895гг. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства. Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.
 (525x700, 260Kb)
С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом  Елисеем Плетенецким(1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры. К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами. Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.
Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759-1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через  притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).
 (700x525, 121Kb)
 (700x525, 110Kb)
Крестовоздвиженский храм
Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы . В 1749   г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.
Фото: Внутри храма к статье «Киево-печерская Лавра» (Киев)
Внутри храма Всех Святых Киево-Печерских
Церковь во имя Всех Преподобных Печерских – второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено 1839 г в качестве братских келий. В  1872 г. на втором этаже была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В  2008 г. над колодцами были возведены часовни.
У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери  Живоносный Источник,
 (700x525, 113Kb)
 (700x525, 81Kb)
Храм Живоносный источник
окруженный со всех сторон крепостной стеной. В1914- 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.
 (699x468, 231Kb)

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковьРождества Пресвятой Богородицы  Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половин е 17 в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника нетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры 17 века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.
Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754-1761  гг. по типу надвратных  Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.
 (468x699, 123Kb)

Церковь во имя Зачатия праведной  Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества - Богородичного храма. Этот каменный храм в  1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в  1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский  постригс именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из  притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.
Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с 18 в. использовавшееся в качестве  ризницы.  На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св.апостола Андрея Первозванного.
Андрей Первозванный
Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.
 (699x468, 175Kb)
С 17 в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.


Лаврский парк и вид на Днепр

Источник Святого Феодосия

Источник Святого Антония
Каждый храм Киево–Печерской Лавры имеет свою историю и свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих стилей. Но ни времена, ни изменчивость архитектурных стилей не угасили древний молитвенный дух лаврских церквей. Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.


 http://www.lavra.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.