Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

понедельник, 5 декабря 2011 г.

Что такое икона?...


Когда мы входим в храм, нас со всех сторон окружают лики святых: их то суровые, а то задумчивые и печальные взоры как будто вглядываются в нас из глубины веков. Это иконы
 Они обычно пишутся на деревянных, особым образом подготовленных досках разной величины.
Наименование «икона» происходит от греческого слова «эйкон», что означает: изображение, образ, подражание. Существует и особый вид живописи, который называется иконопись, — писание икон, живописное изображение бога, святых, различных библейских сюжетов.
Иконопись впервые возникла в христианстве еще в IV веке нашей эры, хотя самые первые иконы до нашего времени не сохранились. Древнейшие из икон, которые дошли до нас, — это византийские и коптские иконы VI-VII веков нашей эры.
Они находятся в монастыре святой Екатерины на Синае.
Иконопись возникла не сама по себе, у нее были предшественники - например, портретная живопись. При раскопках в оазисе Фаюм в Нижнем Египте были найдены портреты (они так и стали называться «фаюмские портреты») древних людей, живших в те незапамятные времена (I-III века до нашей эры). Они были поразительно схожи с сохранившимися иконами по стилю и технике исполнения, материалам, которые при этом использовались - доски, восковые краски.

Иконы  существуют не во всех религиях, а только в христианстве и буддизме.
На Руси первые иконы появились с введением христианства в X веке. Поскольку Древняя Русь переняла православие из Византии, то и иконы сначала были здесь греческого, византийского происхождения. Но уже с XI века вместе с греками работали и русские мастера. До нашего времени сохранились только 2 иконы XI века. Это икона «Владимирской богоматери», которая хранится в Третьяковской галерее, причем эта икона византийского происхождения, а вторая - икона апостолов Петра и Павла неизвестного автора (до XVII века иконописцы, как правило, не подписывали свои произведения) - находится в собрании Новгородского историко-художественного музея.

Икона-это книга о вере. И чем чище помыслы  христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу. Природа — одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе.

Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона.


Как читать икону?
Раньше даже неграмотные люди отлично разбирались, что означает тот или иной сюжет, изображенный на иконах, какие персонажи в нем второстепенные, а какие главные, им был понятен смысл каждого их жеста, любого движения...
Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в иконной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность.
Например, восточные мудрецы -волхвы, которые пришли поклониться новорожденному Христу, олицетворяют одновременно три человеческих возраста: юность, зрелость и старость, поэтому на иконах им придавали соответствующий облик. Какая же символическая мысль заключена в этом изображении? Ее можно прочитать так: все человечество: и стар, и млад - должно склоняться перед новой верой, т.е. христианством.
Или Иосиф, земной, приемный отец Иисуса, обязательный участник композиции «Рождество Христово». Когда он изображен беседующим с пастухом - это вполне конкретный персонаж, Иосиф, плотник из Назарета. Но на некоторых иконах Иосиф изображен сидящим в одиночестве, с полузакрытыми глазами. В таких случаях эту фигуру толкуют как олицетворение ночного покоя, тишины, спустившейся на землю в час рождества.
Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, — это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность.
Все персонажи икон, если только это не простые люди, изображаются с нимбами
над головой. Нимб — символ святости или божественности. Но они не одинаковы по форме. У Бога-отца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у богоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг — вечность, вечную жизнь.
Много в иконописи и различных аллегорий. Дева в царском венце и мантии на троне — это весна; крылатый нагой юноша, дующий в трубу, — ветер; старцы и юноши, иногда и женщины с узкогорлыми амфорами или урнами в руках, из которых льется вода, — это олицетворение потоков и рек.
Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Медлительный, вечно пятящийся назад рак, например, олицетворяет косность, нравственное невежество.
Особое значение имеют и те предметы, которые святые держат в руках и по которым их легко отличить друг от друга. Так, апостол Петр обычно изображается с золотым ключом в руках. Почему? Согласно преданию, Иисус поставил его своим наместником на земле и вручил ему ключи от христианской церкви. Когда святой Никола изображается как Никола Можайский (от города Можайска, который он, по преданию, отстоял от врагов), то в одной руке
у него виден храм, а в другой — обнаженный меч...
Не надо удивляться также и тому, что на одной и той же иконе можно увидеть событие, развивающееся во времени. Древние мастера умели передавать на одной иконе сразу целую историю, ее начало, развитие и конец, а также что происходило до главного события и что произойдет после него. Причем чаще всего эпизоды следуют не последовательно, а вперемешку друг с другом. Но это не только не мешает восприятию иконы, а, наоборот даже усиливает впечатление, потому что в иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах.

И ГЛАВНОЕ: перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.