Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

понедельник, 21 марта 2011 г.

О добродетелях...(Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни)

как понять,что пост прошел не зря?

Хорошо делает, кто каждый день начинает как бы дотоле совсем ничего не делал. Кто забывает свое заднее добро, есть самый мудрый человек. Дал бы Бог и нам умудряться в этом (4, п. 726, с. 212).
Как в цветнике вашем не выйдут цветы, если не посеете их и не походите за ними, так, если не посеете в себе семян добродетелей и не походите за ними трудолюбно, не раскроется из вас и не осенит вас в будущем разнообразная слава духовная (57, с. 145). Есть и в добродетелях свой порядок и свой строй, по коему одна другой не упреждает и одна от другой не отстает. Подобно тому, как и между обычными цветами известный цвет может входить в сочетание только с известным цветом, и когда не соблюдается это простое правило, сочетание цветов режет глаза. Знатоки в сем деле доходят до изумительных тонкостей. Подобное же бывает и между добродетелями; и упражняющиеся усердно в стяжании их очень тонко различают, какая добродетель с какою вяжется и с какою не может стоять вместе (58, с. 32 33).
На земле нет ничего, с чем бы можно было сравнить добродетель христианскую в достоинстве. Что Спаситель назвал единым на потребу? Ревность о спасении души. Но это и есть добродетель христианская. Что важнее достижения последней цели? Но она достигается единственно христианской добродетелью. Что блаженнее Богообщения? Но оно нераздельно с христианской добродетелью (56, с. 142).
...Иногда случается, что, почетши доброделание окончательными добродетелями, думают с ним одним обойтись, и о Господе не помышляя, и о любви забывая. Доброделание такое, без веры и желания Богу угодить, не свято бывает, как дом не освященный или комната без икон; не имея же любви, оно подобно зданию, наполненному изваяниями безжизненными и, кроме того, отдающему затхлостью и плесенью (43, с. 19).
Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность (2, п. 261, с. 102). Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников (2, п. 261, с. 102 103).
Ведь служить друг другу Божие есть дело. Потому и исправляемо быть может по Богу, в угождение Ему (3, п. 432, с. 75).
Без общения с другими, свою меру как раз потерять можно, да и душа завянет. К тому же хорошо, когда все идет ладно, а когда смущение придет, что делать? Вдвоем тотчас всякое горе разгоните, а оставаясь одни, только углубите его (4, п. 703, с. 170).
Благодушие всякую напраслину превращает в задаток ублажения в будущем (6, п. 996, с. 130).
Благодушествуйте! И всегда у Господа испрашивайте себе сего дара. С ним не будет никакого горя. Все будет принимаемо как радостное и благоприятное. Тут сила Божия на мирное течение пути в жизни сей, всегда почти стропотном (8, п. 1317, с. 75).
Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему (8, п. 1458, с. 197).
Взявшись благоугождать Богу, надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых, уметь держать себя при сем и действовать. Первое легко: стиснул зубы и молчи. А второе очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет и чрез слово, и чрез дело, и чрез движение, и чрез мину, это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыт, извольте учиться, наука проста, но трудно заучиваема. Именно: в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться, и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтоб и следа ее не было... Тогда и речь и дело пойдут ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчливо, и речь не произведет худого действия: ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный... (8, п. 1459, с. 198 199).
ДОБРОДЕЛАНИЕ
Работающие Господу внешне не видны, нередко даже презираемы и гонимы; но зато внутренно зреют постоянно в совершенствах духовных, которые в другом мире возсияют в них, как солнце, и дадут им соответствующее место и блаженство (23, с. 1062 1063).
Доброделание... Заповеди норма, практика предлежащие случаи: лучше не придумывать дел, а делать, какие представляются (1, п. 185, с. 206).
Есть дела милосердия и милостивость сердечная. Первые получают цену от последней, но возможно и без нее, и тогда они настоящей цены не имеют (1, п. 114, с. 115).
...Надпись над собою зрите: "Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощником" (1, п. 89, с. 75).
Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас (5, п. 761, с. 13). Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут... Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: "Что сделаете им бедным, Мне сделаете..." (1, п. 89, с. 75).
Дух, горящий ревностию о доброделании во славу Божию, се главное. Когда есть сие, значит, есть жизнь. Она привесть может и к безмолвному в Боге пребыванию, если благословит Бог (4, п. 709, с. 185).
В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это тоже, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто со вне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира (6, п. 978, с. 104).
МИЛОСТЫНЯ
У вас труды по благотворению. Помоги вам Господи. Это самый тяжелый труд и тревожный, хоть всегда сопровождается глубоким утешением. Про какую-то краску говорят, что она так глубоко и цепко входит в окрашиваемое вещество, что остается навеки... Так окрашивает душу благотворительность!.. В ней больше всего отражается свет богоподобия. Помоги вам Господи! (2, п. 300, с. 159).
...Вы завидовали тем, кои имеют возможность, по смерти своей, многих расположить к молитве о себе Бога богатою раздачею пособий нуждающимся. Неужели вы это серьезно говорите и думаете так?! На самом деле об этих распоряжениях можно сказать только, что они не ничто, а имеют свою силу, однако не безусловную. Это помогательное средство, а не главное, и потолику сильно, поколику в силе главное. Главное же дела благочестия, правды и любви с самоотвержением и искреннее покаяние, восполняющее все недостающее в сих делах и заглаждающее все противоположное им, при полной вере в Господа Спасителя и во все домостроительство спасения. Когда это главное есть, дело спасения безопасно, а когда нет, оно в опасности крайней, и то, чему вы завидовали, окажется запоздалым средством. Делами такими теперь надо запасаться или лучше такое стяжать благонастроение, которое обычно выражается в таких делах (3, п. 467, с. 110).
Живущим в обществе нечем спасаться, кроме милостыни. Чем больше делают ее, тем ближе подходят к равно-ангельской жизни великих отшельников (5, п. 779, с. 40).
ВОЗДЕРЖАНИЕ
Даст Господь терпение, можно воздержаться от некоторых яств; а не стерпите, кушайте, благодаря Господа. Излишки хорошо отдавать нуждающимся и просящим, только потихоньку, чтоб не хвастать щедростию. Если случится когда при других нарушить положенное у вас правило воздержания, не смущайтесь, не в угоду себе так делая, а долгу любви покоряясь (4, п. 711, с. 188).
САМООТВЕРЖЕНИЕ
Извольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до минуты закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтоб весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицем Его во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякою мелочью. Отличительная их черта есть не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе (1, п. 117, с. 121).
Главное самоотвержение. "Да отвержется себе всякий желающий идти вслед Меня", сказал Господь. Отвержение полное требуется своей воли, своих мыслей, своих желаний, самоугодия всякого, в пище и питии, во сне, в нехотении трудиться, и ина строгая самоотверженность жизни сия настоящая иноческая жизнь (1, п. 133, с. 145 146).
...Безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее... и не отпускайте от себя... Безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным... утешением и крепостию бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности... Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение... (1, п. 196, с. 241 242).
Извольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до минуты закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтоб весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицем Его во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякою мелочью. Отличительная их черта есть не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе (1, п. 117, с. 121).
Главное самоотвержение. "Да отвержется себе всякий желающий идти вслед Меня", сказал Господь. Отвержение полное требуется своей воли, своих мыслей, своих желаний, самоугодия всякого, в пище и питии, во сне, в нехотении трудиться, и ина строгая самоотверженность жизни сия настоящая иноческая жизнь (1, п. 133, с. 145 146).
...Безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее... и не отпускайте от себя... Безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным... утешением и крепостию бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности... Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение... (1, п. 196, с. 241 242).
ПРОСТОТА
...Чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение два крыла, быстролетность сообщающие (5, п. 771, с. 28).
...Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и прочее. Все сие смирение означает (5, п. 800, с. 87).
СЛЕЗЫ
Слезы великая милость Божия. Между молитовками Златоустого есть: "Господи, даждь ми слезы, память смертную и умиление" (3, п. 446, с. 122).
Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны... но показывать их не надо. Это маргариты духовные... но от показывания они тускнеют... и теряют свой блеск и цену свою. Но лучше дома слезить, а в церкви прятать слезы, оставляя в сердце слезливое настроение... или дух сокрушен и сердце сокрушенное и смиренное (3, п. 489, с. 159).
О слезах вы напрасно судите. Это Божия милость вам, охрана от сухости сердечной и окаменения чувства. Вражьи слезы тщеславие приносят, и любят показность, и так долго не могут продолжаться... Они мимолетны, как и враг непостоянен. И желать вам подавить их не следует, тщеславие же, если находит, прогоняйте и на место его вызывайте смиренныее и сокрушенные чувства (3, п. 497, с. 170). Слезы плач о грехах. Когда придет тщеславие из-за слез, вы перенесите взор на грехи... и скажите душе своей: "Вишь, что нагородила! Есть тут чем тщеславиться?!" Если искренно сие сделаете, то вместо тщеславия восприимите горькое сокрушение, которое и всегда старайтесь иметь под слезами (3, п. 498, с. 170 171).
Плач, который был у вас на душе, тоже есть очистительное движение души. Его желать можете и поддерживать... (3, п. 500, с. 178).
Слезы не от одной скудости, а от всех обстоятельств жизни и внутренних, и внешних, которые провидеть нам не дано (4, п. 587, с. 66).
ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ
Теплоту надо всегда поддерживать, сколько это от нас. Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущается непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя углублением внимания и усилением взывания к Господу: "Не остави мене, Господи, не отступи от мене". Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах: падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии и прочее. Теплота настоящая дар Божий; но есть и натуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли (2, п. 315, с. 181).
"Мысли утомили, не дают установиться пред Богом". Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей во едино и устремление их к Богу не отходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою. У той: ста ток крове... а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божиего действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: "Милостив буди! Не отврати лица Твоего!.. Просвети лице Твое!.." К этому усугубить лишения телесные... в пище, сне, труде, и подобное. Все же дело предать в руки Божии (2, п. 315, с. 181).
Когда ослабляется теплота духа, надо всяко хлопотать о возстановлении ее, со страхом и трепетом припадая к Богу. Все от Него. Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго. Не робеть надо и твердо стоять на своем, усердно исполняя принятые правила, и не ожидайте, чтоб на душе не было уже никакого вкуса. Вы и не ожидайте, чтоб на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив постоянно ждите нечаянных изменений (4, п. 710, с. 186).
Страх Божий есть хранитель и возбудитель внутренней теплоты. Но и смирение нужно, и терпение, и верность правилам, и паче всего трезвение 1 (4, п. 727, с. 214).
Теплота сердечная... хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Когда ослабеет, возгревать, так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходила, надо избегать разсеяния мыслей и впечатлений на чувства не согласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему-либо видимому... и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу да будет неотходное, и напряжение тела неослабное в струнку, как солдат в строю. Главное же Господа молить, да продлит сию милость (8, п. 1460, с. 199 200).
ПРАВДА - ДЕЛО БОЖИЕ
...Правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнет. А те, которые не любят правды, считают это невежливостью и даже обидою (1, п. 194, с. 238).
...Никакие извинения не допускаются в отступлениях от правды... Правда Божеское дело (1, п. 195, с. 240).
Правда... ничего более не означает, кроме того, что значит правда, праведную жизнь, чистую и святую, без коей никто не узрит Царствия Божия. Царствие Божие позади, а спереди его правда. Надо прежде правдою завладеть, а потом уж Царство Божие само собою попадет в руки (8, п. 1257, с. 30).
УЕДИНЕНИЕ
Позыв к уединению указывает на хорошее в вас сердечное настроение; но удовлетворять его можете каждый день. Как только имеете свободу от дел, уклоняйтесь в свою комнату... и старайтесь быть с Единым Господом, сходите умом в сердце и там стойте пред лицем Господа, славословя Его, благодаря и прося у Него благопотребных благ духовных. Делая так, навыкнете, будете ходить пред Господом... (3, п. 489, с. 159 160).
Начинаете входить во вкус духовных ваших занятий и уединенного пребывания, блаженствуете и восхищаетесь! Добре, добре! Только не мечтайте о себе и не собирайтесь лететь на небо. Бога благодарите, и в смиренные о себе помышления и чувства углубляйтесь (46, с. 391).
...Сделай, чтоб мысли твои не заходили за стены монастыря, и скоро обрящешь сладкий покой монастырского уединения. Это блаженнейшая часть Марии устроиться так, чтоб и в мысли ничего не было, кроме церкви и келии. Куда как хорошо! Я думаю, что блаженство этого состояния и описать нельзя (56, с. 65).
Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле. Я разумею то, когда при чтении, например, Евангелия рождаются вопросы, и когда по должном углублении душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна (8, п. 1223, с. 6 7).
...Если уединение требуется, то его везде устроить можно: затворите двери, вот и одне. Если вы здесь не можете этого сделать, то и нигде. И причина человекоугодие: боитесь укора (4, п. 557, с. 14).
Позыв на уединение и безмолвие... и даже порывы, вами испытываемые, не суть доброго качества. Потому лучше их прогонять, а на место их выставлять, или производить в душе желание труда преутруждения себя. Вы по временам имеете уединение, и довольно. Во всякое другое время старайтесь уединяться в сердце и там установить свое сознание пред лицем Божиим: что есть хождение пред Богом (1, п. 198, с. 248).
Уединение сие не пустое и ему невозможно состояться, если кто вздумал бы устроить в себе полную пустоту. Уединясь в себя, надо стать пред Господом и стоять так, не отводя умных очей от Господа. Вот и пустыня! Быть с глазу на глаз с Господом. Вы сказали, что это трудно. Но что же есть без труда? Но это труд такой, который сам себя облегчает и поддерживает. Быть с Господом есть цель нашего бытия... (4, п. 571, с. 40).
ТЕРПЕНИЕ
Смотрите на воду успокоившуюся, поверхность гладка, как зеркало. Но бросьте в нее самую легкую вещичку, тотчас она приходит в движение... по всей поверхности. Это образ малодушия, которое мало-мало встретит что неприятное, тотчас смущается и скорбит. Но вон утес! Волны бьют в него, а он стоит, внимания на них не обращая, будто ничего тут его и не касается. Это образ великодушия и терпения (38, с. 263).
Терпение дело совершенно да имать, т.е. надо его выдерживать, как следует, чтоб оно ни в чем не недостаточествовало. Совершенство терпения благодушно терпеть, а паче с радостию, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное. Возставьте веру, что терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников и радуйтесь тому. Ибо так есть воистину. А допущая скорбь и жалость к себе, будто заделанной 1, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки. ...Суд всем будет, но тем, кои оправдания достойны, Суд будет такой, что будто его не будет, радостно будет встречен, будто совсем не Суд, а объятия Господни; радостно пройден, и в радость после него... Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его. Не всяк глаголяй: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Небесного (2, п. 346, с. 213 214).
Не напрасно сказал святой Павел: Терпения имате потребу. И терпите. Терпением стяжавается душа, покупается будто с торгу (8, п. 1240, с. 19).
Терпения область широка. Не нужно искать: у всякого под ногами и на плечах она в довольной мере (1, п. 201, с. 255).
Каждый из нас связан своим кругом обязанностей то к Церкви, то к предержащей власти, то к обществу, а иной сверх того, и к семейству. Исполнение сих обязанностей есть круг добрых дел, Господом от нас требуемых. Но исполнение добросовестное требует от нас труда и терпения, чтоб не начать только хорошо, но и продолжать и довести до конца совершенного (51, с. 132).
...Вступив в подвиг борения со страстями в видах угождения Господу, разумей себя распятым на кресте, пребывай на нем спокойно, не рвись и не мечись, и особенно отгоняй всякое помышление сойти с него до тех пор, пока не наступит минута и тебе сказать: Отче, в руце Твои предаю дух мой (17, с. 344).
Терпите, да терпите! И еще: благодушествуйте! Возставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хоть мы ясно того не видим. К невидимому-то и потребна вера, а к видимому к чему вера? Господь да смилуется над вами! Господь да утешит вас утешением внутренним, невидимым. Господь да уврачует вас, и Матерь Его Премилосердная, и Ангел-Хранитель. Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых и их терпением воодушевляйтесь (1, п. 30 c. 32).
Когда перетерпеваете, значит терпите. А что при этом больно, как же иначе-то? Если б не больно, нечего было бы и терпеть. Верно сердце ваше очень впечатлительно, и глубоко поражается случающимся. Это не от произвола, потому не ставится в вину. Вина пойдет от того, что бывает вследствие чувств. Если серчаете, досадуете, бранитесь, ропщете. Если же, хоть и больно, терпите без роптания, то иначе и нельзя, по вашему настроению. Паче всего упражняйтесь в любви в делах и чувствах, не исключая никого из тех, кои соприкасаются вам, как бы кто ничтожен ни был (8, п. 1267, с. 37).
Говорите: слава Богу о всем! Слава Богу, что посылает что потерпеть, ибо это то же, что доставлять случай к заслужению Царствия Божия, которое обетовано терпящим и в терпении благодушествующим. Терпеть терпите, но приложите и благодушие... То от Бога, а это от вас, и будет у вас точка соприкосновения с Господом (8, п. 1325, с. 81).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.