Говоря об истории Бердичева можно сказать, что на городе отразились разнообразные исторические события, придав ему неповторимый вид. Здесь переплелись удивительным образом украинская, польская и еврейская культуры, что и отметилось на прекрасном знаменитом менталитете его жителей. Географическое положение края бердичевских земель было очень удачным – плодородные земли и пастбища, большое количество лесов, залежи руды и глины, расположение на пересечении или близко к основным торговым путям. Очень много поселений в течение веков рождались и исчезали на одних и тех же местах, но и до сих пор открыты вопросы относительно давних племен, от которых происходило население бердичевских земель, а также много вопросов, связанных с происхождением города и даты его возникновения…
Город – монастырь, город – крепость, Волынский Иерусалим — всё это в определённые периоды истории можно было сказать о Бердичеве. Само появление места под названием Бердичев трактуется тремя версиями, хотя их, на самом деле куда больше. Первая: здесь жило племя берендеев – отсюда и такое название города. Вторая: здесь разбил поселение литовский подданный князя Витовта по имени Бердич. Третья: евреи уверены, что город основал иудей по имени Бердман.
Бердичев известен с 1320 года, когда эта местность была подарена Великим князем Гедимином семье Тышкевичей. Годом основания Бердичева считается 1546 год. В начале 18 века воевода князь Януш Тишкевич построил в Бердичеве замок, а спустя некоторое время, в 1627 году основан монастырь католического нищенствующего ордена босых кармелитов. Вначале был построен подземный костёл с кельями, который сохранился до наших дней, а через сто с лишним лет над ним строится новый — надземный костёл. Дальнейшее развитие Бердичева связано с процветанием монастыря, в котором находилась Чудотворная икона. Монастырь имел школу, библиотеку и типографию. После 1675 года, когда с разрешения польского короля Станислава Августа в Бердичеве были введены ежегодные ярмарки, городок начал заселяться и спустя некоторое время превратился в большой торговый центр. Ежегодно в Бердичеве проводилось десять ярмарок. В популярности они не уступали знаменитым лейпцигским: сюда приезжали купцы не только из Киева, Чернигова, Москвы, но и из Пруссии, Австрии, Франции, Италии и других стран. Годовой оборот бердичевских ярмарок достигал 20 миллионов рублей серебром. В 1793 году Бердичев был присоединён в составе Правобережной Украины к Русскому государству. В декабре 1845 года царским указом Бердичеву был присвоен статус города. Одновременно он становится центром Бердичевского уезда. Начиная со 2-й половины XVIII века, Бердичев стал одним из самых больших торговых центров Украины. В 1864 монастырь был упразднён. С 1937 года Бердичев, как районный центр, входит в состав Житомирской области. Монастырь напоминает хорошо укреплённый средневековый замок, внутри которого находится великолепный костёл.
[more]
Давайте мысленно перенесемся в самые давние времена, когда только начиналось заселение бердичевских земель. Тогда увидим еще каменный век – палеолит, времена, отдаленные от нас на 1 млн. – 150 тыс. лет. Находки данного периода распространены в некоторых районах Житомирщины, но в бердичевском районе не найденны. Считается, что это связано, в первую очередь, с недостаточной изученностью района. Необъятные леса, большая разветвленность сети притоков Гнилопяти, плодородные почвы и большие пастбища создавали пригодные условия для заселения этих земель.
Самые давние и самые многочисленные находки давних времен были обнаружены в околицах села Слободище, более близкие к нашему времени археологи находили в ряде сел района и в самом городе. С конца ІV тыс. до н.э. Восточную Волынь начали заселять племена трипольской культуры. Памятники данной культуры были найдены во многих селах района (Слободище, Семеновка, Мирославка, Райки, Бистрик, Большая Пятигирка и др.), а также в самом городе – вдоль берегов Гнилопяти, в районе «Пески» и в урочище «Жмури».
К Бердичеву часто наведывались традиционные враги европейских государств. В результате одной из стычек князь Януш Тышкевич, владелец Бердичева, попадает в турецкий плен. В плену ему приснился сон, как о его освобождении молятся монахи. Януш дал обет построить молящимся за него монахам монастырь. Через какое-то время он и правда оказался на свободе, чудом, можно сказать.
Вернувшись в родные края, ему попадаются на глаза кармелиты, которые показались ему очень похожими на тех, что явились к нему во сне в турецком плену. Тышкевич дарит монахам свой замок и на его территории начинает строить монастырь. Почему орден кармелитов называется босым?
Потому что это нищенствующий орден, в уставе определено, что он должен жить на подаяния. Но со временем монастырь получил земельные владения в округе замка, потянулись паломники. Польская власть понимала значение монастыря, как значительной оборонной единице, держала тут вооруженный гарнизон с пушками, постоянно давала деньги на католическую «колонизацию» православных украинцев.
Монастырь достиг такого могущества, что между ним и потомками Януша Тышкевича начались ссоры, доходило даже до вооруженных конфликтов, кармелитов даже выгоняли из монастыря, но суд обязал родственников Тышкевичей вернуть земли и монастырь монахам обратно. Но казацкие войны дошли и сюда, в результате чего кармелитов вышибли из монастыря отряды Хмельницкого, а потом и участники других восстаний, но уже в более позднее время. Но кармелиты отсиживались во Львове или Люблине, а потом вновь возвращались в Бердичев.
Денег у них было много, они отстраивали и делали монастырь всё краше и краше. Сюда стекались толпы паломников, с торговли и со всего прочего кармелиты имели постоянный доход. Вскоре они занялись книгопечатанием, открыли библиотеку. В ХVII веке Ян Тишкевич стал одной из самых влиятельных фигур в Украине и регулярным поставщиком зерна в Европу.
По количества дворов он был на седьмом месте, кроме Бердичева и Слободища ему принадлежали около 120 населенных пунктов. Но вскоре началась Освободительная война украинского народа против Речи Посполитой. Местечки и города штурмовали повстанцы. 18 июля в 1648 г. они захватили Бердичев и уничтожили польские отряды возле местечка Пятка. Поражения в боях и потеря имений ускорили смерть Яна Тишкевича, которая пришла к нему в 1649 г. в Люблине.
Во время войны в окрестностях Бердичева, который был расположен на главном пути движения войск, неоднократно бывал Богдан Хмельницкий. Потому существует легенда, согласно которой название Богдановского леса в Бердичевском районе происходит от расположенной в то время там ставки гетмана.
Сейчас монастырь живет своей обычной жизнью. Здесь живут монахи и монашки. Во дворе идет реставрация, службы проходят регулярно. На входе висит информационный щит с рассказами из истории храма на польском и украинских языках.
Написано там и про Яна Тышкевича – помнят своего благодетеля. Монастырь поражает своей красотой. Раньше у него была только подземная часть, но в 17-м веке были монахами приглашены заграничные мастера, которые возвели верхний храм в стиле барокко. Он чрезвычайно красив! Паломники из всего мира приходят поклониться Образу (иконе) Богородицы, который считается чудотворным.Большое паломничество состоялось в 2005 году. Люди приезжали и приходили пешком со всех уголков Украины, а также из Прибалтики, Польши и других стран.
В еврейском фольклоре и литературе (Менделе Мохер Сфарим, Шалом Алейхем, дер Нистер и другие) и, наряду с этим, в русской антисемитской традиции 19–20 вв. Бердичев выступает как символ или типичный образец еврейского города. В начале 1919 г. евреи Бердичева стали жертвой погромов.
В 1920–30 гг. из приблизительно 80 синагог, существовавших в Бердичеве до октябрьского переворота 1917 г., большинство было закрыто. Культурная жизнь на идиш вплоть до середины 1930-х гг. была достаточно активной.
Существовала сеть школ на идишь языке. Выходила газета «Дер арбетер» с периодичностью в десять номеров в месяц. В 1924 г. в Бердичеве был создан первый на Украине государственный суд с делопроизводством на идиш; наряду с украинским и русским языком, идиш был признан как один из официальных языков и в ряде других государственных учреждений.
Осенью 1846 года в Бердичеве побывал Т.Г.Шевченко. Здесь он зарисовывал исторические памятники, записал несколько народных песен. С Бердичевом связаны имена декабристов П.И.Пестеля и С.И.Муравьева-Апостола. С Бердичевом и уездом связаны некоторые стороны жизни А.И.Косича. В 1905 г. родился советско-еврейский писатель В.Гроссман, написавший рассказ «В городе Бердичеве» по сюжету которого был снят фильм «Комиссар».
3 декабря в 1857 г. в селе Терехове (существует предположение, что в Бердичеве), родился Теодор Юзеф Конрад Коженевский, будущий английский писатель Джозеф Конрад. Известные музыканты Антон и Николай Рубинштейни также происходили из Бердичева. Их дед, Роман Рубинштейн, был одним из самых богатых купцов города и учредил поселение евреев-хлеборобов (современная Романовка). Согласно записи в метрической книге бердичевской Свято-Николаевской церкви от 25 июля в 1831 г., семья Рубинштейнов из 35 человек перешла в православную веру.
Православные храмы в первую очередь были представлены Михайловской церковью, которая была построена еще в XVI ст. Василием Тишкевичем. Во время Барской конфедерации этот храм был сожжен.На территории современной Соборной площади на месте старой деревянной церкви (построенной в 1611 г.) на протяжении 1815-1837 гг. был построен каменный Успенский собор (в 1934 г. разрушен большевиками).
В 1748 г. возвели деревянную Свято-Николаевская церковь (усилиями Варвары Завиш, владелицы Бердичева). В церкви сохранялась древняя икона Николая Чудотворца, которая считалась чудотворной. Этой церкви Варвара подарила также Икону Матери Божьей. В 1910 г. на месте Свято-Николаивской церкви построен новый каменный храм.
В 1836 г. в районе Загребелля, на месте старой деревянной церкви (ХVIII ст.), была построена каменная церковь с духовным училищем. К этой церкви было приписано с. Радзивилловка (современное с.Подгороднее). А недалеко от белопольской заставы, за городом, на общем кладбище, в 1851 г. построили небольшую кладбищенскую церковь Всех Святых, возле которой, как писал Л.Похилевич, были похоронены князь Дмитрий Цициани, генерал Зиман, граф Подгречиани и знаменитые анатолийские греки. К сожалению, эта церковь до наших дней не сохранилась.
Невозможно представить Бердичев без костела Святой Варвары. В ХХ в. костел использовался в качестве детской спортивной школы. В настоящее время в костеле правят службы, а звон колоколов через громкоговорители распространяется по всему городу. Имение графини Ганской находится в селе Верховня, неподалеку от Бердичева, в Ружинском районе.
2 марта в 1850 г. в бердичевском костеле Святой Варвары аббат В.Ожаровский обвенчал Оноре де Бальзака с помещицей Эвелиной Ганской. В дорожных заметках он писал о городе: «Здесь с удивлением увидел я домики, которые танцевали польку, то есть сильно склоненные, один направо, другой налево, третий вперед, некоторые изуродованы, много их было меньшего размера, чем наши ярмарочные балаганы,… я увидел настоящую степь, потому что Украина начинается в Бердичеве. Все, что я видел до этого, ничего не стоит. Здесь начинается украинский чернозем.»
Его жизнь, а более смерть полностью определяют его слова: «Какая разница, от чего умереть».
…сооруженная в честь коронации чудотворной иконы Божьей Матери Бердичевской. Вообще с этой иконой история достаточно интересная. В свое время в Бердичеве обнаружилась чудотворная икона, которая славилась исцелением больных и подобными известными для икон чудесами. Во времена второй мировой войны она пропала. Основная версия говорит о том, что ее сожгли (или еще как она погибла). Но есть слухи, доносившиеся откуда-то из Польши, что ее видели в чьей-то частной коллекции. Но конечно сохранились ее копии, и по копиям была создана новый экземпляр этой иконы, которую опять же повесили в монастыре босых кармелитов. И оказалось, что новый экземпляр этой иконы столь же чудотворен. После чего предыдущий Папа Римский Иоан Павел II ее повторно короновал. Такая чудотворность иконы в этом монастыре, скорее говорит о том, что это монастырь построен на «сильном» месте.
Евангелие 1780 года
Город – монастырь, город – крепость, Волынский Иерусалим — всё это в определённые периоды истории можно было сказать о Бердичеве. Само появление места под названием Бердичев трактуется тремя версиями, хотя их, на самом деле куда больше. Первая: здесь жило племя берендеев – отсюда и такое название города. Вторая: здесь разбил поселение литовский подданный князя Витовта по имени Бердич. Третья: евреи уверены, что город основал иудей по имени Бердман.
Бердичев известен с 1320 года, когда эта местность была подарена Великим князем Гедимином семье Тышкевичей. Годом основания Бердичева считается 1546 год. В начале 18 века воевода князь Януш Тишкевич построил в Бердичеве замок, а спустя некоторое время, в 1627 году основан монастырь католического нищенствующего ордена босых кармелитов. Вначале был построен подземный костёл с кельями, который сохранился до наших дней, а через сто с лишним лет над ним строится новый — надземный костёл. Дальнейшее развитие Бердичева связано с процветанием монастыря, в котором находилась Чудотворная икона. Монастырь имел школу, библиотеку и типографию. После 1675 года, когда с разрешения польского короля Станислава Августа в Бердичеве были введены ежегодные ярмарки, городок начал заселяться и спустя некоторое время превратился в большой торговый центр. Ежегодно в Бердичеве проводилось десять ярмарок. В популярности они не уступали знаменитым лейпцигским: сюда приезжали купцы не только из Киева, Чернигова, Москвы, но и из Пруссии, Австрии, Франции, Италии и других стран. Годовой оборот бердичевских ярмарок достигал 20 миллионов рублей серебром. В 1793 году Бердичев был присоединён в составе Правобережной Украины к Русскому государству. В декабре 1845 года царским указом Бердичеву был присвоен статус города. Одновременно он становится центром Бердичевского уезда. Начиная со 2-й половины XVIII века, Бердичев стал одним из самых больших торговых центров Украины. В 1864 монастырь был упразднён. С 1937 года Бердичев, как районный центр, входит в состав Житомирской области. Монастырь напоминает хорошо укреплённый средневековый замок, внутри которого находится великолепный костёл.
[more]
Давайте мысленно перенесемся в самые давние времена, когда только начиналось заселение бердичевских земель. Тогда увидим еще каменный век – палеолит, времена, отдаленные от нас на 1 млн. – 150 тыс. лет. Находки данного периода распространены в некоторых районах Житомирщины, но в бердичевском районе не найденны. Считается, что это связано, в первую очередь, с недостаточной изученностью района. Необъятные леса, большая разветвленность сети притоков Гнилопяти, плодородные почвы и большие пастбища создавали пригодные условия для заселения этих земель.
Самые давние и самые многочисленные находки давних времен были обнаружены в околицах села Слободище, более близкие к нашему времени археологи находили в ряде сел района и в самом городе. С конца ІV тыс. до н.э. Восточную Волынь начали заселять племена трипольской культуры. Памятники данной культуры были найдены во многих селах района (Слободище, Семеновка, Мирославка, Райки, Бистрик, Большая Пятигирка и др.), а также в самом городе – вдоль берегов Гнилопяти, в районе «Пески» и в урочище «Жмури».
Потом бердичевские земли пережили эпохи бронзы и железного века; трипольская культура сменилась культурами шаровидных амфор, билогрудовской, чернолесской, раннескифской, зарубинецкой, черняховской, корчацкой и Лука-Райковецкой. До сих пор археологи находят на этой территории памятники разных эпох, часто в одних и тех же местах. Это указывает на непрерывное заселение этих земель в течение тысячелетий, на подражание особенностям одних культур другими, на сильное раннее заселение территорий города и района.
К Бердичеву часто наведывались традиционные враги европейских государств. В результате одной из стычек князь Януш Тышкевич, владелец Бердичева, попадает в турецкий плен. В плену ему приснился сон, как о его освобождении молятся монахи. Януш дал обет построить молящимся за него монахам монастырь. Через какое-то время он и правда оказался на свободе, чудом, можно сказать.
Вернувшись в родные края, ему попадаются на глаза кармелиты, которые показались ему очень похожими на тех, что явились к нему во сне в турецком плену. Тышкевич дарит монахам свой замок и на его территории начинает строить монастырь. Почему орден кармелитов называется босым?
Потому что это нищенствующий орден, в уставе определено, что он должен жить на подаяния. Но со временем монастырь получил земельные владения в округе замка, потянулись паломники. Польская власть понимала значение монастыря, как значительной оборонной единице, держала тут вооруженный гарнизон с пушками, постоянно давала деньги на католическую «колонизацию» православных украинцев.
Монастырь достиг такого могущества, что между ним и потомками Януша Тышкевича начались ссоры, доходило даже до вооруженных конфликтов, кармелитов даже выгоняли из монастыря, но суд обязал родственников Тышкевичей вернуть земли и монастырь монахам обратно. Но казацкие войны дошли и сюда, в результате чего кармелитов вышибли из монастыря отряды Хмельницкого, а потом и участники других восстаний, но уже в более позднее время. Но кармелиты отсиживались во Львове или Люблине, а потом вновь возвращались в Бердичев.
Денег у них было много, они отстраивали и делали монастырь всё краше и краше. Сюда стекались толпы паломников, с торговли и со всего прочего кармелиты имели постоянный доход. Вскоре они занялись книгопечатанием, открыли библиотеку. В ХVII веке Ян Тишкевич стал одной из самых влиятельных фигур в Украине и регулярным поставщиком зерна в Европу.
По количества дворов он был на седьмом месте, кроме Бердичева и Слободища ему принадлежали около 120 населенных пунктов. Но вскоре началась Освободительная война украинского народа против Речи Посполитой. Местечки и города штурмовали повстанцы. 18 июля в 1648 г. они захватили Бердичев и уничтожили польские отряды возле местечка Пятка. Поражения в боях и потеря имений ускорили смерть Яна Тишкевича, которая пришла к нему в 1649 г. в Люблине.
Во время войны в окрестностях Бердичева, который был расположен на главном пути движения войск, неоднократно бывал Богдан Хмельницкий. Потому существует легенда, согласно которой название Богдановского леса в Бердичевском районе происходит от расположенной в то время там ставки гетмана.
Война потрясала Бердичевский район и в следующие годы. В августе в 1659 г. под Слободищем стоял с войсками гетман Юрий Хмельницкий, отсюда Юрий послал полякам письма с просьбой заключить мирное соглашение, а до 1663 г. Бердичев был сотенным городом казацкого государства, где находилась казацкая залога.Во время войны Бердичев и окрестности сильно пострадали, в 1648 году Кривонос перебил в городе всю шляхту и еврейское население, а исторические документы за 1654 год свидетельствуют о полном запустении города.
Когда Россия завоевала эту территорию, монастырь продолжал играть важную роль на политической арене, за что и поплатился: поддержав польские выступления антироссийского толка, царь за это закрыл монастырь. Правда после революции в России, кармелиты вновь вернулись, но ненадолго, т.к. коммунисты всё национализировали, а потом началась Великая Отечественная война.Сейчас монастырь живет своей обычной жизнью. Здесь живут монахи и монашки. Во дворе идет реставрация, службы проходят регулярно. На входе висит информационный щит с рассказами из истории храма на польском и украинских языках.
Написано там и про Яна Тышкевича – помнят своего благодетеля. Монастырь поражает своей красотой. Раньше у него была только подземная часть, но в 17-м веке были монахами приглашены заграничные мастера, которые возвели верхний храм в стиле барокко. Он чрезвычайно красив! Паломники из всего мира приходят поклониться Образу (иконе) Богородицы, который считается чудотворным.Большое паломничество состоялось в 2005 году. Люди приезжали и приходили пешком со всех уголков Украины, а также из Прибалтики, Польши и других стран.
В еврейском фольклоре и литературе (Менделе Мохер Сфарим, Шалом Алейхем, дер Нистер и другие) и, наряду с этим, в русской антисемитской традиции 19–20 вв. Бердичев выступает как символ или типичный образец еврейского города. В начале 1919 г. евреи Бердичева стали жертвой погромов.
В 1920–30 гг. из приблизительно 80 синагог, существовавших в Бердичеве до октябрьского переворота 1917 г., большинство было закрыто. Культурная жизнь на идиш вплоть до середины 1930-х гг. была достаточно активной.
Существовала сеть школ на идишь языке. Выходила газета «Дер арбетер» с периодичностью в десять номеров в месяц. В 1924 г. в Бердичеве был создан первый на Украине государственный суд с делопроизводством на идиш; наряду с украинским и русским языком, идиш был признан как один из официальных языков и в ряде других государственных учреждений.
Осенью 1846 года в Бердичеве побывал Т.Г.Шевченко. Здесь он зарисовывал исторические памятники, записал несколько народных песен. С Бердичевом связаны имена декабристов П.И.Пестеля и С.И.Муравьева-Апостола. С Бердичевом и уездом связаны некоторые стороны жизни А.И.Косича. В 1905 г. родился советско-еврейский писатель В.Гроссман, написавший рассказ «В городе Бердичеве» по сюжету которого был снят фильм «Комиссар».
3 декабря в 1857 г. в селе Терехове (существует предположение, что в Бердичеве), родился Теодор Юзеф Конрад Коженевский, будущий английский писатель Джозеф Конрад. Известные музыканты Антон и Николай Рубинштейни также происходили из Бердичева. Их дед, Роман Рубинштейн, был одним из самых богатых купцов города и учредил поселение евреев-хлеборобов (современная Романовка). Согласно записи в метрической книге бердичевской Свято-Николаевской церкви от 25 июля в 1831 г., семья Рубинштейнов из 35 человек перешла в православную веру.
Православные храмы в первую очередь были представлены Михайловской церковью, которая была построена еще в XVI ст. Василием Тишкевичем. Во время Барской конфедерации этот храм был сожжен.На территории современной Соборной площади на месте старой деревянной церкви (построенной в 1611 г.) на протяжении 1815-1837 гг. был построен каменный Успенский собор (в 1934 г. разрушен большевиками).
В 1748 г. возвели деревянную Свято-Николаевская церковь (усилиями Варвары Завиш, владелицы Бердичева). В церкви сохранялась древняя икона Николая Чудотворца, которая считалась чудотворной. Этой церкви Варвара подарила также Икону Матери Божьей. В 1910 г. на месте Свято-Николаивской церкви построен новый каменный храм.
В 1836 г. в районе Загребелля, на месте старой деревянной церкви (ХVIII ст.), была построена каменная церковь с духовным училищем. К этой церкви было приписано с. Радзивилловка (современное с.Подгороднее). А недалеко от белопольской заставы, за городом, на общем кладбище, в 1851 г. построили небольшую кладбищенскую церковь Всех Святых, возле которой, как писал Л.Похилевич, были похоронены князь Дмитрий Цициани, генерал Зиман, граф Подгречиани и знаменитые анатолийские греки. К сожалению, эта церковь до наших дней не сохранилась.
Невозможно представить Бердичев без костела Святой Варвары. В ХХ в. костел использовался в качестве детской спортивной школы. В настоящее время в костеле правят службы, а звон колоколов через громкоговорители распространяется по всему городу. Имение графини Ганской находится в селе Верховня, неподалеку от Бердичева, в Ружинском районе.
2 марта в 1850 г. в бердичевском костеле Святой Варвары аббат В.Ожаровский обвенчал Оноре де Бальзака с помещицей Эвелиной Ганской. В дорожных заметках он писал о городе: «Здесь с удивлением увидел я домики, которые танцевали польку, то есть сильно склоненные, один направо, другой налево, третий вперед, некоторые изуродованы, много их было меньшего размера, чем наши ярмарочные балаганы,… я увидел настоящую степь, потому что Украина начинается в Бердичеве. Все, что я видел до этого, ничего не стоит. Здесь начинается украинский чернозем.»
Его жизнь, а более смерть полностью определяют его слова: «Какая разница, от чего умереть».
…сооруженная в честь коронации чудотворной иконы Божьей Матери Бердичевской. Вообще с этой иконой история достаточно интересная. В свое время в Бердичеве обнаружилась чудотворная икона, которая славилась исцелением больных и подобными известными для икон чудесами. Во времена второй мировой войны она пропала. Основная версия говорит о том, что ее сожгли (или еще как она погибла). Но есть слухи, доносившиеся откуда-то из Польши, что ее видели в чьей-то частной коллекции. Но конечно сохранились ее копии, и по копиям была создана новый экземпляр этой иконы, которую опять же повесили в монастыре босых кармелитов. И оказалось, что новый экземпляр этой иконы столь же чудотворен. После чего предыдущий Папа Римский Иоан Павел II ее повторно короновал. Такая чудотворность иконы в этом монастыре, скорее говорит о том, что это монастырь построен на «сильном» месте.
Евангелие 1780 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.