Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

четверг, 13 мая 2010 г.

Китаево....

Это историческая местность на территории Голосеевского района города Киева.
Располагается на южной окраине города, в восточной части Голосеевского леса, между улицами Китаевской, Краснознаменной и проспектом Науки. В Китаеве сохранились остатки городища ІХ-Х веков, а также укреплений и пещерных келий времен Киевской Руси.



Предполагается, что название происходит от тюркского слова «китай», обозначающего стену, укрепление, крепость или осадную башню. Существует также легенда о том, что в XII веке здесь находилась крепость-дворец князя Андрея Боголюбского, якобы носившего прозвище "Китай". В XIV веке в Китаеве на основе древних подземелий был создан пещерный монастырь, подчиненный с XVII века Киево-Печерской лавре. Получил название Китаевской пустыни (в 1930 г. был ликвидирован, восстановлен в начале 1990-х гг.). Троицкая церковь 1763—1768 гг. (архитектор С. Д. Ковнир), колокольня разобрана в 1930-е гг., восстановлена в 1990-е гг. Каскад живописных прудов, называемых Китаевскими.



Расположена в окруженном лесистыми приднепровскими холмами урочище, на омываемом с юго-востока озерами полуострове. Название урочища происходит, по-видимому, от тюркского слова "китай" ("укрепление", "крепость"). Один из указанных холмов, ограничивающий урочище с востока и отделенный от обители озерами, называется Китай-горой. Здесь сохранились валы древнерусского городища, являвшегося форпостом на южных подступах к Киеву. Этой крепости предшествовало небольшое укрепление на месте нынешней пустыни, защищенное с северо-запада рвом и валом, а с остальных сторон - водой. При строительстве в нач. XI в. крепости на горе описанные ров и вал уничтожили, и на полуострове возник посад, со временем достигший огромных размеров. Люди обитали в нем и после монгольского нашествия, в XV в.
В ХV1-ХVП вв. любители пустынножительства из Киево-Печерской Лавры основали на Китай-горе пещерный монастырь, а на месте нынешних зданий пустыни - наземный лаврский скит.

В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами Преподобная Досифея (+1776 г.). Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных (вели род от участника Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего окольничим св. князя Димитрия Донского). С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Преподобной) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском монастыре иночествовавшей там родной бабушкой - монахиней Порфирией (обитель основана вдовой св. Димитрия Донского преп. Евфросинией; м. Порфирия удалилась под молитвенное предстательство св. княгини, от мужа которой родоначальники Тяпкиных получили за верную службу богатство и знатность). Став за 7 лет по образу жизни настоящей монахиней, Дарья по возвращении в родительский дом не пожелала вести светскую дворянскую жизнь и подвизалась в благочестии. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж и угасания стремления к Богу, Дарья тайно покинула родных. Боясь быть разысканной и насильно возвращенной, подвижница взяла пример с Преподобных Евфросинии и Марины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях: купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в "Досифее" девушку. Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но последняя тут же скрылась и ушла в Киев, где на Китай-горе, не желая пользоваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства привлекли к "Досифею" внимание мира, полное благоговейного уважения. Побеседовать с подвижницей можно было, однако, только через пещерное окошко. В 1744 г. "Досифея" посетила императрица Елизавета Петровна. В ее присутствии Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну подвижницы по-прежнему никто не знал: от суровых подвигов внешность Преподобной с течением времени все меньше могла давать повод к подозрениям).

Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим. Однажды у Преподобной побывала родная сестра и сказала, что пропавшая когда-то Дарья до сих пор не найдена. Подвижница, не будучи, естественно, узнанной (разговор происходил через то же окошко), посоветовала сестре не искать Дарьи, ушедшей из дому ради Господа, а радоваться ее духовному призванию.
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, Преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре и духовно воспитала здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана (ум.1819 г.; по благословению подвижницы некоторое время находился на послушании преп. Паисия Величковского; готовясь отойти ко Господу, Преподобная сама указала Феофану идти на Соловки). Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту.
"Старца Досифея" нашли в его келье преставившимся на коленях перед аналоем (точно так же почиет о Господе и Преп. Серафим Саровский; кончина подвижницы совпала с памятью преставления Преп. Сергия Радонежского, что также обращает на себя внимание). В руке "старца" была записка с просьбой предать приготовленное к погребению тело земле "не касаясь", что китаевская братия и исполнила. Когда впоследствии сестра Преподобной вторично побывала в Киеве и увидела портрет "старца", все узнали наконец тайну подвижницы.

В сер. XIX в. в пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (ум.1853 г.) - широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев - будущий Киево-Печерский подвижник Преп. Алексий (ум.1917г.). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.
Во второй пол. XIX в. в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Киево-Печерской Лавры Паисий (ум.1893 г.). До перевода из Лавры в Китаево он также не раз бывал у преп. Феофила.
В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; ум.1855г.).

В 30-х гг. XX в. обитель была упразднена. Возрождение пустыни началось с открытия в нач. 1990-х прихода в ее каменном престольном храме (возведен в 1763-1767 гг. в стиле украинского барокко на месте обветшавшей деревянной церкви преп. Сергия Радонежского, поставленной в 1716 г.; в ходе перестроек 1854 и 1892-1893 гг. приобрел современный вид; пять глав поставлены прямым крестом; имел приделы преп. Сергия Радонежского и св. Димитрия Ростовского; сохраняет статус прихода). В сквере севернее храма под спудом почивают мощи преп. Досифеи. Рядом- надгробия на бывшей могиле преп. Феофила (мощи обретены в 1993 г. и открыто почивают в пустыни) и на могиле первого наместника возрожденной обители старца схиархимандрита Феофила (ум.1996 г.). Северо-западнее Троицкой церкви находится храм свв. 12 Апостолов (1835г.; безкупольный), а южнее стояла не дошедшая до нас четырехъярусная колокольня (1835 г.; классицизм). Улица Китаевская отделяет от центра пустыни храм преп. Серафима Саровского (в обители хранятся поручи и епитрахиль этого Угодника), пристроенный в 1904 г. к зданию лаврской богадельни (1871 г., расширено в 1900 г.; одноэтажное, деревянное, обложено кирпичом). На Китай-горе сохранились иноческие пещеры, часть которых в 1990-1993гг. расчищена и благоустроена для посещения усилиями сотрудников научного отдела "Киев-Подземный" при Музее Истории г. Киева и братии пустыни (указанный отдел занимается исследованием и охраной иноческих подземелий). Во второй пол. XIX в. здесь было устроено обложенное кирпичом подземное помещение для храма. Во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: "Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро", после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной камере был освящен храм во имя Преп. Досифей Киево-Китаевской. В пещерах сохранились иноческие кельи с земляными стенами и лежанками. Так первоначально выглядели и лаврские пещеры. При обители действуют богадельня и паломническая гостиница.
Святыни: Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого - в Свято-Троицком приходском храме. Мощи прп. Досифеи - под спудом, у северной стены сего храма.
Как добраться: От станции метро Лыбедская на автобусе №20 - остановка "ул. Китаевская", автобус №52 до остановки "Школа", или от ст. метро "Видубичи" – авт. 43, 65 до ост. "Корчеватое-1"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.