Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.
Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой венчала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.
Видео Cтопа
"...день был как день , ясный , только вдруг ветер налетел - я на гору глянул , а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились , птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему , а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает .Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу , а на нем след остался и вода родниковая проступилаТак рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне ,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь , а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.
Защита Богородицы
Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Божией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались назад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.