Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

понедельник, 4 октября 2010 г.

Збручский идол и его тайна…

История беспощадно расправляется с большинством того, что человек именует творчеством. Однако то, что остается, дает нам прекрасную возможность насладиться вкусами предков   и прикоснуться  к их пониманию красоты, гармонии, эстетики…

Как только не называют четырех-ликого верховного Бога славян, Бога Света, Воина ведущего вечный бой с Тьмой!  На белом коне он еженощно уезжает на схватку, а утром его конь с остатками пены от дикой скачки снова стоит в своих покоях. Этого коня выводят 300 жрецов!
В некогда пограничной реке Збруч, рассекающей территорию Товтр пополам, в первой половине 19 века был найден так называемый Збручский идол, высеченный в 9-10 веке. Но его история до сир пор, очень туманна…
Так его принято называть. Как только его нашли, кто-то назвал его идолом. Вот и приклеилось. Даже в самых научных трудах его иначе не называют. У нас редко печатают его фотографии. Вроде бы это славянский памятник, но…

Одни считали его славянским, другие относили в разряд тюркских каменных баб и подыскивали ему аналогии вплоть до Тибета и Монголии. Одни датировали IX в. н.э., другие решались углубить дату очень точно до первой половины I в. до н.э. и связать его с кельтами. Последним по времени скептиком оказался известный польский историк Г.К. Ловмянский. В своей работе о славянском язычестве он писал, что славянскими могут быть сочтены только деревянные идолы, а камень – признак иной народности: Анализ полабских данных подтверждает слова варяга (о том, что деревянный Перун в Киеве – не бог, а дерево) и вместе с тем позволяет исключить из области славянской мифологии все не деревянные фигуры из славянских земель, ошибочно считаемые археологами славянскими со знаменитым збручским Святовитом во главе. Согласиться с этим тезисом почтенного польского историка невозможно.
Сто пятьдесят лет назад речка Збруч, которая впадает в Днестр, из-за засушливого лета почти пересохла. И в некоторых местах ее можно было перейти вброд. Збруч был тогда границей между Австро-Венгрией и Россией. И неудивительно, что именно австрийские пограничники, проходя вдоль реки, увидели, что на поверхности воды видна круглая штука – то ли шляпа, то ли пирог. Каменная чечевица размером с человеческую голову. Пограничники заинтересовались, один из них спустился в воду и увидел, что на этом пироге изображено человеческое лицо. А далее идет четырехгранный столб.
Пограничники сообразили, что нашли что-то старинное и, возможно, ценное. А почему бы не подзаработать бедному австрийскому поручику? И начальник заставы в тот же день сообщил о находке местному помещику. Тот осмотрел столб, потом пригнал из соседней деревни шесть волов, и они с трудом вытащили столб на берег. Длиной он оказался почти три метра. Шляпа покрывала голову с четырьмя лицами. Лица располагались над гранями столба. Изображения на каждой грани разделялись на три яруса. И нетрудно было догадаться, что верхняя треть вместе с лицом – это изображение бога, то есть небожителя. Средняя часть столба – это человеческий мир, то есть поверхность Земли, а нижняя треть – подземный мир, мир смерти. Вскоре, узнав о находке, к помещику приехал знаток древностей князь Потоцкий, который купил идола и отвез его в Краковский музей, где он стоит и по сей день.
Б.А. Рыбаков. Збручский Род-Святовит
Местные жители говорят, что идол не хочет видеть даже заграничных панов. Туда ходить заказано — вот и все. Туристу, внушающему доверие, шепотом станут рассказывать о том, что хотя идола увезли более 150 лет назад, и давным- давно ему не приносятся жертвы, живая кровь(!) бесследно не исчезла. Над жертвенниками накопились негативно заряженные биополя, неблагоприятные для здоровья. А на опушке, где стоял языческий храм-капище — никак не приживаются деревья. Стоит вырасти одному, как его сразу же раскалывает молния.
На многочисленных научных конференциях и украинские, и зарубежные ученые лишь констатируют богатство природных аномалий вблизи идола. А обоснованных заключений пока что не сделал никто из ученых. Горы Медоборы, как назло, тщательно оберегают свои тайны. А Збручский идол, похоже, больше всех «пожалел» любознательных: вот вам система изображений — и изучайте ее, не пропуская «ні титли, ні коми».
Каменного бога древних славян — Свитовида — нашли в Збруче, между селами Личкивцы и Городница, что на Тернопольщине, в 1848 году. Оказывается, «родом» он из IХ века, когда до принятия христианства на Руси оставалось не более 100 лет; так что целое тысячелетие он был достойной памятью о языческих временах.
Збручский идол наиболее полно отражает религиозное мировоззрение наших далеких предков — племенного союза волынян и белых хорватов. Не бог это, а космическая «азбука»; говоря языком науки, законченная, четко структурированная космогоническая система! Верхний ярус занимают богиня земли Макош с рогом изобилия, божество гармонии, красоты и любви Лада с перстнем, вооруженный Перун-громовержец и солнечный Даждьбог; в среднем собрались земные люди; нижний — царство бога скотоводства и подземных сил Велеса, изображенного на коленях, так как держит он вес земли с хороводом ее обитателей. Выдающаяся находка в Медоборах соответствует славянскому Роду — земледельческому и животворному богу, вселяющему дух жизни во все сущее.
Праукраинский Свитовид, охватывающий единым взглядом четыре стороны света, оказался уникальным — такое нужно еще поискать. Все прочие каменные кумиры, найденные в результате археологических раскопок в междуречье Збруча и Днестра, в Побужье, были одно-, дву- или трехликими и воплощали только отрывки верований язычников. Они фиксировали изображение коня, символизировавшего могущество, а рог в руке означал изобилие. Встречались и некоторые другие детали.
Рог для питья (кубок) стал почти визитной карточкой «типичного» идола. И не удивительно. С этим атрибутом связаны церемонии гаданий, просьб о плодородии земли на будущий год. Подобные фигуры найдены на всей территории Центрально-Восточной Европы — от Днепра до Рейна, что свидетельствует об общей молодости в истории многих европейских народов.
В 1857 году ученых всколыхнуло интересное открытие — он не единственный! Но на побратима, также четырехликого и весьма выразительного, положили глаз жители Гусятина, где он был найден. И «плохо лежавший» Збручский идол «номер два» оказался в фундаменте избы. С тех пор ученых еще больше увлекла жажда поисков.
Понадобилось более века, чтобы археологи обнаружили в Медоборах три языческих городища — в урочищах Звенигород, Говда и Багит (1984 г.).
На вершине горы Багит найдены остатки языческого капища. Квадратная яма, размерами 50 х 50 см, также сориентированная на четыре стороны света, указывает на местонахождение идола. Ходил сюда не простой люд, а только привилегированные жрецы-волхвы. К окутанным тайной местам принадлежат и каменные площадки и ямы, где проходили жертвоприношения.
Чем только не жертвовали верующие для задабривания богов — не щадили животных, птицу, людей, по большей части младенцев. Найдены и кости. В конце концов, подобный «кровавый» мотив прослеживается еще в Ветхом Завете, когда Авраам хотел принести в жертву богу сына Исаака. Человеческие жертвоприношения признавали известные письменные памятники — «Повесть временных лет» (ХI-ХII вв.), «Слово о том, как первые поганы поклонялись идолам» (ХI в), «История» Льва Диакона (Х в), «Славянская хроника Гельмольда» (ХII в), «Деяния дьяков» Саксона Грамматика (ХIII в) и другие.
Археологические раскопки показывают: покойнику часто придавали позу эмбриона в утробе матери, что ассоциировалось с возвратом в лоно земли. Но в большинстве погребений черняховской культуры II — V вв. нашей эры, к традициям которой относятся найденные ранее идолы, покойники лежат в вытянутом положении. Тут и совсем истлевшие останки человека. Оказывается, в те времена была распространена кремация как реализованная идея об очищающей силе огня. Даже при трупоположениях умершего посыпали пеплом из ритуальных очагов. Ученые допускают, что обряды трупоположения и трупосожжения существовали параллельно еще в эпоху бронзы (2000 — 1000 гг. до нашей эры).
Среди найденных в Медоборах жертвенных вещей преобладают христианские символы — кресты, энкалпионы, нательные крестики, иконки, кадильницы. И с чего бы это такое странное пересечение двух культов? Можно догадаться — сюда приходили неофиты-христиане, чтобы поклониться «богам предков». Верующие в Христа — как простолюдины, так и знать — пронесли огонь прадедовской веры через три века.
Картинка 13 из 42
Логическая цепочка истории раскрывает священно-прозаическую загадку поведения предков. Язычники в душе, они молились днем и ночью, прося у родных божеств защиты от врагов — татарских орд. Необычный религиозный подъем, воскресение язычества в ХIII веке, как раз перед смертельной угрозой массовых убийств и опустошений, были отнюдь не случайны. И потому древние русичи бережно спрятали Збручского идола, чтобы не уничтожили его полчища хана Батыя.
О многом говорят и остатки богатой посуды и другой домашней утвари, обнаруженной неподалеку от идола. Битое означало: людям оно уже не принадлежит. Надломами вещей язычники просили у бога плодородия, хорошего урожая, приумножения природы и людского рода. Традиции этих мирных обрядов и сегодня сохраняются на наших свадьбах.
Збручский идол сегодня хранится в Краковском археологическом музее (Тернополь, Киев, Москва удостоены только его копии) и продолжает приносить славу чужим культурным сокровищницам. О его передаче прямым духовным потомкам — украинцам — сейчас, по сути, речь не идет. Ни на уровне правительств, ни среди ученых. Зачем портить какими-то «обрубками дерева» украинско-польские отношения.
Тайна Збручского идола не была разгадана до наших дней, но десять лет назад известным археологам, докторам наук Русановой и Тимощук, пришла в голову простая мысль: а не поискать ли в тех местах святилище, в котором когда-то стоял идол. Почему мы должны соглашаться с исследователями прошлого, убежденными в том, что идол происходит из других мест? Правда, сто пятьдесят лет назад первый исследователь идола граф Потоцкий облазил окрестные холмы и предположил, что это святилище когда-то находилось на холме Богит.
Картинка 13 из 42
С тех пор прошло столько лет, что все тропинки на тот холм исчезли, а местные жители туда не ходили, потому что были уверены – это опасное, зловещее место, и там обитают привидения.
Археологов привидения не испугали, и они провели несколько дней, разыскивая следы святилища. А когда на вершине холма нашли поросшие мхом и спрятанные в кустах большие камни, то начали тщательные раскопки.
И их усилия были вознаграждены!
Расчистив на вершине холма плоскую поляну, археологи поняли, что некогда посреди нее находился каменный постамент диаметром девять метров и высотой полметра. В центре постамента было вытесано квадратное отверстие, точно соответствовавшее размерами Збручскому идолу. Вокруг него цепью тянулись восемь жертвенных ям, в которых сохранились следы жертвоприношений, совершенных волхвами волынян своему богу.
За пределами священного круга находились общие дома – длинные постройки, где жили волхвы, а далее целое село, которое обслуживало священное место, куда стекались верующие с разных концов того края. Так вот, повсюду археологи отыскали немало предметов славянского происхождения, характерных для Волыни.
На соседнем холме тоже обнаружились следы капища и длинных домов. Здесь же нашли утрамбованную площадку, куда кидали свои приношения паломники. Среди таких приношений нашлись женские украшения, ценные домашние предметы и даже христианский крест.
Ну уж это совсем непонятно!
Предполагаемое место размещения Збручского идола в Медоборах
Ведь раньше считалось, что язычество на Руси погибло в X веке, и только жалкие его остатки сохранились в праздниках и суевериях. Кто же и почему кинул свой крест в языческое святилище?
И тогда археологи вспомнили о странном явлении, давно известном специалистам. Именно в XII веке, к которому и относится большинство вещей, найденных в святилище, появляется несколько гневных памфлетов и разоблачительных «статей», направленных против русского языческого бога плодородия Рода и богинь-рожаниц.
Мы теперь уже не помним о том, что такие боги были у наших предков, но слова «Род» и «рожаницы» нам отлично известны. Ведь от этих богов пошли важнейшие русские слова – род, родственники, родина, рожать, роженица.
Почему же двести лет христианство существовало на Руси без соперников, а потом начало уступать свои позиции, да так, что христианские писатели обрушивались на Рода и рожаниц, как на злейших и опаснейших врагов? Достаточно открыть такие известные памятники христианской литературы XII века, как «Слово о твари» и «Слово об идолах», чтобы в этом убедиться.
Картинка 22 из 41
А происходило вот что: XII век, как вы, может, помните по школьным урокам, – тяжелейшее время для Руси. Удельные князья как безумные нападали друг на друга, предавали, убивали, грабили, шли на союз с половцами, с кем угодно – только бы захватить город, престол, добычу! Великая русская поэма «Слово о полку Игореве» полна страданий и плача по русской славе, которую губили князья. За сто лет население Руси уменьшилось, границы сократились, никто не чувствовал себя в безопасности. Вскоре дело дошло до того, что совсем не такая уж гигантская татаро-монгольская армия – фактически один из отрядов Чингисхана, который он поручил своему внуку Бату, – разгромила по одиночке всех русских князей, чьи войска в несколько раз превышали силы кочевников.
В отчаянии крестьяне бежали в леса, старались укрыться от княжеских отрядов, от непосильной дани. И среди них росло понимание того, что новые христианские святые и христианский бог – это бог княжеский, а если вернуться к надежным славянским богам, то они защитят от гибели. И вот начали повсюду возрождаться капища с идолами старых богов.
Монахи испугались и обрушились на язычников с гневными посланиями, а князья – с казнями и преследованиями.
Вот и на западной границе Руси, в непроходимых тогда лесах и горах образовались селения. Мы не знаем, подчинялись они кому-нибудь или нет, но боги там были старые. И кто-то вырубил из камня трехметровую статую Рода и рожаниц, крестьянских богов. И неудивительно, что кто-то из крещеных славян пришел на капище Рода, сорвал с себя крест и подарил его идолу.
Больше того, теперь известно, что идола сделали там же, из местного песчаника уже после X века, а простоял он на постаменте до XIII века, то есть больше двухсот лет. А потом, когда надвинулась какая-то неизвестная нам опасность, волхвы аккуратно стащили идола вниз к Збручу и спрятали его в самом глубоком месте реки, надеясь со временем возвратить на место.
Но сделать этого им не удалось.
Збручский идол, X в. Одна из граней
На горе Богит (заповедник «Медоборы») сохранилось ритуальное «городище», где возвышался Свитовид. Здесь собираются установить копию идола, но не на старом месте, а несколько в стороне: чтобы никто не мог упрекнуть энтузиастов в возрожденииязычества. Впрочем, на Богит – одну из важнейших святынь язычников и без идола приходит немало паломников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.