Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

понедельник, 8 ноября 2010 г.

Десятинная церковь – мать церквей русских (церковь Пресвятой Богородицы)

Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: 
„Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». 
 И, помолившись Богу, сказал он так: „Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: „Если кто отменит это, – да будет проклят».
Повесть временных лет. Нестор Летописец


Первая каменная православная церковь в Киевской Руси
Год постройки: Первый храм – 989-996гг.
Второй храм – 1828-1842гг.
Архитектурный стиль: Византийский, старорусский, визайнтийско-русский
Современное состояние: Снесена, на месте фундамента ведутся раскопки
Адрес: Ул. Владимирская, 2, на территории Национального музея истории Украины. Около резиденции княгини Ольги и Андреевской церкви. Начало Андреевского спуска.




Описание храма (996—1240)

Реконструкция северного фасада.
Реконструкция северного фасада.
Реконструкция П. Толочка и В. Харламова.
Реконструкция П. Толочка и В. Харламова.
Реконструкция Десятинной церкви. Вид на восточный фасад.
Реконструкция Десятинной церкви. Вид на восточный фасад.
Первая каменная церковь Киевской Руси была построена руськими и византийскими мастерами в 988 – 996 годах в честь Рождества Богородицы. 11 (12) мая 996 года церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий, а настоятелем стал Анастас Корсунянин. Князь Владимир выделил десятую часть своих доходов на строительство и содержание храма – десятину (отсюда произошло название церкви).
Десятинная церковь расположена на Старокиевской возвышенности, в той ее части, откуда начинается Андреевский спуск, ведущий на Подол.
Дату основания храма письменные источники приводят разную. Освящение же большинство источников датируют 996-м годом. Существует легенда, согласно которой эта церковь была возведена на месте смерти первомученников христиан Федора и Иоанна, принесенных в жертву Перуну (не без участия князя Владимира).


За пять лет до крещения Руси на этом месте стоял дом варяга Федора и его сына Иоанна. Однажды киевские язычники решили принести в жертву своим богам мальчика или девочку. Жребий указал на Иоанна. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы он отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но тут же выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким осуждением язычников. Разъяренная толпа бросилась и разрушила дом Иоанна, под обломками которого и приняли мученический венец эти первые страстотерпцы на Руси.

Как выглядел храм в те времена известно лишь в самых общих чертах.
Десятинная церковь имела размеры 32 на 42 метра, она представляла собой трипрестольный, крестовокупольный шестиярусный каменный храм. Главный престол посвящался Богородице, другие два престола посвящались св. Владимиру и св. Николаю.
Князь сделал её центром укрепленной территории Верхнего Киева, которую он расширил в несколько раз. Ранее участок, отведенный под строительство храма, находился за полосой укреплений.
Возле храма возвели новые княжеские дворцы и боярские усадьбы.
Имея на вооружении план фундамента Десятинной церкви, а также несколько изображений её предполагаемого внешнего вида, мы попытались создать трехмерную модель древнего храма (1,33 Mb).
Храм украшала мозаика, фрески, резные, мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического - в районе современного Севастополя) в 1007 году н.э.).
Храм был построен по технике мешаного возведения с применением «утопленного» ряда плинфы, это характерно для византийской культуры довольно продолжительного периода времени.
В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийская царевна Анна (13 марта 963 — 1011/1012), сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги (в крещении Елена, правила Киевской Русью с 945 примерно до 960г.).
В начале XI века (прибл. 1017 г.) во время пожара церковь была повреждена, но вскоре отремонтирована и заново освящена (прибл. 1039 г.), а с трех сторон по указу князя Ярослава Мудрого к ней были пристроены галереи.
В 1169 церковь разграбили войска суздальского князя Андрея Боголюбского (по прозвищу Китай, сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича), в 1203 — войска Рюрика Ростиславича (киевский князь в конце XII в.- начале XIII в.).

Уничтожение первого храма

Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век.
Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век.
Фундамент Десятинной церкви.
Фундамент Десятинной церкви.
Десятинная церковь, восстановленная Петром Могилой.
Десятинная церковь, восстановленная Петром Могилой.
В 1240 году орды хана Батыя (1205-1255, внук Чингисхана) захватили Киев. Огромное количество горожан закрылось в Десятинной церкви - последнем опорном пункте обороны Киева, превратив её в крепость. В ней спрятались мирные жители, женщины, дети и пожилые люди. Церковь была переполнена. Кто-то пытался копать пол в храме, чтобы прорыть подземный ход к склону горы. Воевода Дмитрий мужественно оборонял церковь, в которой собрались жители Киева.
В летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести большого количества людей и рухнула, под руинами погибли последние защитники города.
Раненого Дмитрия отвезли к Батыю, но монголы не убили его, чтя его мужество.
Целых 400 лет руины простояли забытые. Все это время остатки храма смывались дождями и разрушались перепадами температур, стирались ветром...
Проходили века, но память о величии разрушенной церкви у киевлян осталась. В условиях чужой власти Православная церковь оставалась источником самобытности украинского народа, но не было больше ни князей, ни бояр, ни богатых меценатов, которые взялись бы за возрождение великой киевской святыни.
В первой половине XVII века французский инженер и военный картограф Гийом Левассер де Боплан описал руины Десятинной церкви, указывая, что стены ее были укрыты греческими надписями, и в высоту они достигали всего лишь 5-6 метров.
"Десятинную церковь Пресвятия Діви, находящуюся у ворот київських, викопать из мрака і открить днівному світу" - эти слова принадлежат митрополиту киевскому Петру Могиле (1597-1647), по инициативе которого в 30-х годах XVII века начались раскопки руин храма. Тогда же митрополит в одном из уцелевших приделов основал маленькую церковь в память по разрушенной святыне.
Позже, уже в начале XIX века по инициативе Киевского митрополита Евгения Болховитинова, ученого историка-исследователя старожитностей начали проводиться широкие археологические раскопки.
В дальнейшем раскопки велись в 1824 году К. Лохвицким, в 1826 году Ефимовым, в 1908-14 годах археологом Милеевым.
При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики пола, фрескового и мозаичного украшения храма и остатки фундамента. Также возле Десятинной церкви были открыты руины княжеских дворцов и жилищ бояр, ремесленные мастерские и захоронения X-XI веков.
Во время раскопок были найдены две каменных гробницы. Под крышкой одной из них находился женский скелет с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота и другие золотые украшения.
Допускают, что эти останки принадлежали греческой царевне Анне. В другой каменной гробнице были найдены мощи, которые выявил еще митрополит Петр Могила, и определил, что они принадлежали князю Владимиру Великому. В ней сохранились кости, кроме головы и правой руки, также остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.
Позже была найдена еще одна, третья гробница. Этот саркофаг представлял собой некоторую ценность. На нем были изображены плетение с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Орнаментацией саркофаг был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В гробнице были найдено также останки с не истлевшей одеждой и парчовым покрывалом. В первую минуту, пока еще не притронулся воздух, можно было четко видеть весь сохраненный внешний вид. Без сомнения это была гробница святой Ольги. Кроме жены великого князя Владимира в Десятинной церкви никто из представителей княжеского женского рода не был похоронен. Из времен Ярослава Мудрого всех женщин, благочестивых княгинь погребали в церкви святой Ирины. Мощи были развезены по разным соборам и позже утеряны.
Такие щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных киевских и петербургских правительственных кругах, относительно восстановления Десятинной церкви. Поддержал их и митрополит Евгений.

Второй храм (1842—1928)

Вид на Десятинную церковь с улицы Владимирской.
Вид на Десятинную церковь с улицы Владимирской.
Чертеж второй десятинной церкви.
Чертеж второй десятинной церкви.
На переднем плане Десятинная церковь, на заднем - Андреевская.
На переднем плане Десятинная церковь, на заднем - Андреевская.
В 1828-42 годах по проекту петербургского архитектора В. Стасова была возведена вторая Десятинная церковь. Строительство было освящено 2 августа 1828 года, на него потратили сто тысяч рублей. Перед строительством в Петербурге представлялись и другие проекты церкви, более близкие к оригиналу, но все они были отвергнуты из-за нелепого указа Павла I, датированного 1800-м годом, согласно которому разрешалось строить церкви только в пафосном «московско-петербуржском» стиле (точнее – русско-византийском стиле. Пример стиля: Храм Христа Спасителя в Москве с присадистыми московскими куполами и луковичными главами), абсолютно неуместном в данном случае.
В результате, построенную церковь, напоминающую своим видом большую чернильницу, киевляне считали оскорблением памяти величественного храма Владимира.
Большой каменный пятибанный храм был квадратной формы, он опирался на четыре столпа и занимал две третьих площади Десятинной церкви.
За бедностью прихожан она стала приходить в упадок так, что даже своей убогостью обратила на себя внимание русского императора Александра ІІ, который посещал в октябре 1857 года Киев.
Он приказал храм отреставрировать и отпускать на его удержание 600 рублей.
Киевский историк М. В. Закревский считал, что новый храм никогда не постигнет та же печальная участь, что и предыдущий: "Теперь мы не опасаемся уже услышать в Киеве клик воинов и ржание вражеских коней… Древний Киев, как почтённый и святой старец, спокойно отдыхает в семье могучих сынов своих, городов русских".
Он ошибался - с приходом большевиков к власти в Киеве, началось постепенное уничтожение святынь города.
Обеспокоенные поиском кирпича для строительства школ, промышленных и жилых объектов, секретарь Киевского горкома партии Салов и глава горсовета Петрушанский 14 марта 1936 года обратились к Политбюро ЦК КП(б)У с просьбам санкционировать снос Владимирского собора и Десятинной церкви. "По генеральному плану реконструкции города Киева, утвержденным ЦК КП(б)У, - писали они, - Владимирский собор и Десятинная церковь намечены к сносу, как объекты, которые не имеют большой исторической ценности, - поэтому горком КП(б)У и горсовет просят разрешить приступить к разбору указанных церковных зданий"
Уже в марте 1936 года президиум горсовета вынес решение о снесении Десятинной, а заодно и Покровской церквей. Десятинной церкви того зловещего 1936 года, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало.

Третий храм?

Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе.
Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе.
Десятинная церковь. Мозаичный пол.
Мозаичный пол.
Липа митрополита Петра Могилы.
Липа митрополита Петра Могилы.
В 2005 году возникла идея восстановления Десятинной церкви. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривается около 90 миллионов гривен.
Главным минусом этой идеи является то, что достоверно не известно как выглядел настоящий храм и возможная реконструкция может стать не намного лучше неудачной реконструкции XIX века. К тому же сооружение храма может привести к гибели одного из самых старых деревьев Киева (считается, что липу возле десятинной церкви посадил Петр Могила в 1635 году, но это не точные сведения и по некоторым данным, этой липе от 600 до 1000 лет), а сама церковь будет не сочетаться с Андреевской церковью (построена в 1749-54 г.), расположенной совсем рядом.
Так как документальных свидетельств о том, как выглядела церковь, не сохранилось, то согласно международным конвенциям, для строительства нет оснований.
Точно даже не известно, сколько куполов имела церковь. Из разных источников – от 7 до 25 куполов. И в таком случае абсолютно не понятно, что же кто-то собирается восстанавливать, тем более что церковь невозможно восстановить, лишь построить копию в современных материалах. Никто не будет воссоздавать плинфу, камень или шифер, которые применялись во времена Киевской Руси. Подобные сооружения возводятся индустриальным способом — при помощи арматуры, цемента, бетона и крупноформатного кирпича. Иными словами, по материалу такие церкви ничем не напоминают древний памятник.
Сейчас, там где был фундамент Десятинной церкви, проводятся археологические раскопки, все огорожено деревянным зеленым забором, а о реконструкции пока ничего не известно.
Такое ощущение, что реконструкции все же не будет, так как прошло уже несколько лет, а ее еще не начинали, хотя возможность еще существует.

Еще изображения:

Вид на вторую Десятинную церковь с Андреевского спуска.
Вид на вторую Десятинную церковь с Андреевского спуска.
Фундамент Десятинной церкви зимой.
Фундамент зимой.
Десятинная церковь X в. Реконструкция Ю. С. Асеева.
Десятинная церковь X в. Реконструкция Ю. С. Асеева.
Чертеж второй десятинной церкви петербургского архитектора В. П. Стасова.
Чертеж второй десятинной церкви петербургского архитектора В. П. Стасова.
Верещагин В. П. «Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г.»
Верещагин В. П. «Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г.»
Фундамент Десятинной церкви. На заднем плане - Национальный музей истории Украины.
Фундамент Десятинной церкви. На заднем плане - Национальный музей истории Украины.
Раскопки фундамента Десятинной церкви.
Раскопки фундамента Десятинной церкви.
Десятинная церковь X век. Модель Д. Мазюкевича.
Десятинная церковь X век. Модель Д. Мазюкевича.
М. Н. Холостенко. Реконструкция Десятинной церкви.
М. Н. Холостенко. Реконструкция Десятинной церкви.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.