„Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы».
И, помолившись Богу, сказал он так: „Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: „Если кто отменит это, – да будет проклят».
Повесть временных лет. Нестор Летописец
Первая каменная православная церковь в Киевской Руси | |
Год постройки: | Первый храм – 989-996гг. Второй храм – 1828-1842гг. |
Архитектурный стиль: | Византийский, старорусский, визайнтийско-русский |
Современное состояние: | Снесена, на месте фундамента ведутся раскопки |
Адрес: | Ул. Владимирская, 2, на территории Национального музея истории Украины. Около резиденции княгини Ольги и Андреевской церкви. Начало Андреевского спуска. |
Описание храма (996—1240)
Реконструкция северного фасада. | Реконструкция П. Толочка и В. Харламова. | Реконструкция Десятинной церкви. Вид на восточный фасад. |
Десятинная церковь расположена на Старокиевской возвышенности, в той ее части, откуда начинается Андреевский спуск, ведущий на Подол.
Дату основания храма письменные источники приводят разную. Освящение же большинство источников датируют 996-м годом. Существует легенда, согласно которой эта церковь была возведена на месте смерти первомученников христиан Федора и Иоанна, принесенных в жертву Перуну (не без участия князя Владимира).
За пять лет до крещения Руси на этом месте стоял дом варяга Федора и его сына Иоанна. Однажды киевские язычники решили принести в жертву своим богам мальчика или девочку. Жребий указал на Иоанна. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы он отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но тут же выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким осуждением язычников. Разъяренная толпа бросилась и разрушила дом Иоанна, под обломками которого и приняли мученический венец эти первые страстотерпцы на Руси.
Как выглядел храм в те времена известно лишь в самых общих чертах.
Десятинная церковь имела размеры 32 на 42 метра, она представляла собой трипрестольный, крестовокупольный шестиярусный каменный храм. Главный престол посвящался Богородице, другие два престола посвящались св. Владимиру и св. Николаю.
Князь сделал её центром укрепленной территории Верхнего Киева, которую он расширил в несколько раз. Ранее участок, отведенный под строительство храма, находился за полосой укреплений.
Возле храма возвели новые княжеские дворцы и боярские усадьбы.
Имея на вооружении план фундамента Десятинной церкви, а также несколько изображений её предполагаемого внешнего вида, мы попытались создать трехмерную модель древнего храма (1,33 Mb).
Храм украшала мозаика, фрески, резные, мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического - в районе современного Севастополя) в 1007 году н.э.).
Храм был построен по технике мешаного возведения с применением «утопленного» ряда плинфы, это характерно для византийской культуры довольно продолжительного периода времени.
В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийская царевна Анна (13 марта 963 — 1011/1012), сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги (в крещении Елена, правила Киевской Русью с 945 примерно до 960г.).
В начале XI века (прибл. 1017 г.) во время пожара церковь была повреждена, но вскоре отремонтирована и заново освящена (прибл. 1039 г.), а с трех сторон по указу князя Ярослава Мудрого к ней были пристроены галереи.
В 1169 церковь разграбили войска суздальского князя Андрея Боголюбского (по прозвищу Китай, сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича), в 1203 — войска Рюрика Ростиславича (киевский князь в конце XII в.- начале XIII в.).
Уничтожение первого храма
Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век. | Фундамент Десятинной церкви. | Десятинная церковь, восстановленная Петром Могилой. |
В летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести большого количества людей и рухнула, под руинами погибли последние защитники города.
Раненого Дмитрия отвезли к Батыю, но монголы не убили его, чтя его мужество.
Целых 400 лет руины простояли забытые. Все это время остатки храма смывались дождями и разрушались перепадами температур, стирались ветром...
Проходили века, но память о величии разрушенной церкви у киевлян осталась. В условиях чужой власти Православная церковь оставалась источником самобытности украинского народа, но не было больше ни князей, ни бояр, ни богатых меценатов, которые взялись бы за возрождение великой киевской святыни.
В первой половине XVII века французский инженер и военный картограф Гийом Левассер де Боплан описал руины Десятинной церкви, указывая, что стены ее были укрыты греческими надписями, и в высоту они достигали всего лишь 5-6 метров.
"Десятинную церковь Пресвятия Діви, находящуюся у ворот київських, викопать из мрака і открить днівному світу" - эти слова принадлежат митрополиту киевскому Петру Могиле (1597-1647), по инициативе которого в 30-х годах XVII века начались раскопки руин храма. Тогда же митрополит в одном из уцелевших приделов основал маленькую церковь в память по разрушенной святыне.
Позже, уже в начале XIX века по инициативе Киевского митрополита Евгения Болховитинова, ученого историка-исследователя старожитностей начали проводиться широкие археологические раскопки.
В дальнейшем раскопки велись в 1824 году К. Лохвицким, в 1826 году Ефимовым, в 1908-14 годах археологом Милеевым.
При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики пола, фрескового и мозаичного украшения храма и остатки фундамента. Также возле Десятинной церкви были открыты руины княжеских дворцов и жилищ бояр, ремесленные мастерские и захоронения X-XI веков.
Во время раскопок были найдены две каменных гробницы. Под крышкой одной из них находился женский скелет с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота и другие золотые украшения.
Допускают, что эти останки принадлежали греческой царевне Анне. В другой каменной гробнице были найдены мощи, которые выявил еще митрополит Петр Могила, и определил, что они принадлежали князю Владимиру Великому. В ней сохранились кости, кроме головы и правой руки, также остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.
Позже была найдена еще одна, третья гробница. Этот саркофаг представлял собой некоторую ценность. На нем были изображены плетение с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Орнаментацией саркофаг был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В гробнице были найдено также останки с не истлевшей одеждой и парчовым покрывалом. В первую минуту, пока еще не притронулся воздух, можно было четко видеть весь сохраненный внешний вид. Без сомнения это была гробница святой Ольги. Кроме жены великого князя Владимира в Десятинной церкви никто из представителей княжеского женского рода не был похоронен. Из времен Ярослава Мудрого всех женщин, благочестивых княгинь погребали в церкви святой Ирины. Мощи были развезены по разным соборам и позже утеряны.
Такие щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных киевских и петербургских правительственных кругах, относительно восстановления Десятинной церкви. Поддержал их и митрополит Евгений.
Второй храм (1842—1928)
Вид на Десятинную церковь с улицы Владимирской. | Чертеж второй десятинной церкви. | На переднем плане Десятинная церковь, на заднем - Андреевская. |
В результате, построенную церковь, напоминающую своим видом большую чернильницу, киевляне считали оскорблением памяти величественного храма Владимира.
Большой каменный пятибанный храм был квадратной формы, он опирался на четыре столпа и занимал две третьих площади Десятинной церкви.
За бедностью прихожан она стала приходить в упадок так, что даже своей убогостью обратила на себя внимание русского императора Александра ІІ, который посещал в октябре 1857 года Киев.
Он приказал храм отреставрировать и отпускать на его удержание 600 рублей.
Киевский историк М. В. Закревский считал, что новый храм никогда не постигнет та же печальная участь, что и предыдущий: "Теперь мы не опасаемся уже услышать в Киеве клик воинов и ржание вражеских коней… Древний Киев, как почтённый и святой старец, спокойно отдыхает в семье могучих сынов своих, городов русских".
Он ошибался - с приходом большевиков к власти в Киеве, началось постепенное уничтожение святынь города.
Обеспокоенные поиском кирпича для строительства школ, промышленных и жилых объектов, секретарь Киевского горкома партии Салов и глава горсовета Петрушанский 14 марта 1936 года обратились к Политбюро ЦК КП(б)У с просьбам санкционировать снос Владимирского собора и Десятинной церкви. "По генеральному плану реконструкции города Киева, утвержденным ЦК КП(б)У, - писали они, - Владимирский собор и Десятинная церковь намечены к сносу, как объекты, которые не имеют большой исторической ценности, - поэтому горком КП(б)У и горсовет просят разрешить приступить к разбору указанных церковных зданий"
Уже в марте 1936 года президиум горсовета вынес решение о снесении Десятинной, а заодно и Покровской церквей. Десятинной церкви того зловещего 1936 года, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало.
Третий храм?
Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе. | Мозаичный пол. | Липа митрополита Петра Могилы. |
Главным минусом этой идеи является то, что достоверно не известно как выглядел настоящий храм и возможная реконструкция может стать не намного лучше неудачной реконструкции XIX века. К тому же сооружение храма может привести к гибели одного из самых старых деревьев Киева (считается, что липу возле десятинной церкви посадил Петр Могила в 1635 году, но это не точные сведения и по некоторым данным, этой липе от 600 до 1000 лет), а сама церковь будет не сочетаться с Андреевской церковью (построена в 1749-54 г.), расположенной совсем рядом.
Так как документальных свидетельств о том, как выглядела церковь, не сохранилось, то согласно международным конвенциям, для строительства нет оснований.
Точно даже не известно, сколько куполов имела церковь. Из разных источников – от 7 до 25 куполов. И в таком случае абсолютно не понятно, что же кто-то собирается восстанавливать, тем более что церковь невозможно восстановить, лишь построить копию в современных материалах. Никто не будет воссоздавать плинфу, камень или шифер, которые применялись во времена Киевской Руси. Подобные сооружения возводятся индустриальным способом — при помощи арматуры, цемента, бетона и крупноформатного кирпича. Иными словами, по материалу такие церкви ничем не напоминают древний памятник.
Сейчас, там где был фундамент Десятинной церкви, проводятся археологические раскопки, все огорожено деревянным зеленым забором, а о реконструкции пока ничего не известно.
Такое ощущение, что реконструкции все же не будет, так как прошло уже несколько лет, а ее еще не начинали, хотя возможность еще существует.
Еще изображения:
- www.oldkyiv.org.ua - сайт про старый Киев
- www.oldkiev.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.