Не говори Богу, что у тебя есть проблема, а повернись к проблеме лицом и скажи ей, что у тебя есть Бог...

вторник, 9 ноября 2010 г.

Киевские яры

На карте города встречается немало яров, давших свои названия улицам, переулкам и целым местностям вокруг. Чем знамениты эти древние распады киевского рельефа и как складывается их судьба.
1. Кучмин Яр – лесопарковый
Ко второму президенту Украины Кучмин Яр никакого отношения не имеет. В первой половине XIX века в овраге обосновался первопоселенец этих мест, крестьянин Григорий Кучма с многочисленными родственниками. С него все и началось. 

Тогда эта местность еще не входила ни в состав Киева, ни в состав села Соломенка. Стопроцентно киевским Кучмин Яр со своими Кучменными улицами и переулками стал в 1909 году. Этот овраг имеет 2 больших отрога: первый начинается от пересечения улиц Соломенской и Механизаторов, второй – от улицы Волгоградской.

Часть возвышенности между ними сейчас принадлежит районной больнице. А большая часть яра – Соломенскому лесопарку. Местами это вполне культурный парк, популярный среди родителей с детьми, – с асфальтированными дорожками, лестницами, потенциально работающими бассейнами и фонтанами. Зато с тылов он более дикий и лесистый.

На западном склоне Батыевой горы (он же – «стенка» Кучминого яра) видны многочисленные гаражи, вполне приличные старые усадьбы, а также несколько новых. Финальная часть яра проходит по современно выглядящей улице Кудряшова, некогда носившей название Мокрая. А устье яра заканчивается аж под железнодорожным мостом, который сторожит бравый паровоз на высоком постаменте.


2. Репьяхов Яр – заросший
Этот яр вспоминается еще в летописи XII века как место боевых действий между киевлянами и иногородними, нападавшими на город с северо-запада. Начинается он от Герценского спуска и тыла телецентра. Собрав свои отроги, достигает стадиона «Спартак». Слева от яра – гора, где расположена психлечебница им. Павлова. 

А правая «стена» – это Макаровская, продолжение улицы Пугачева. Левее от нее делает петлю Врублевский спуск, названный в честь художника, расписывавшего Кирилловскую церковь по соседству. Между прочим, по этому самому Репьяховому Яру он часто и ходил к церкви. По народной версии, название оврага происходит от внушительных зарослей репейника (репьяха). Сейчас репейника здесь не осталось.

Зато встречается немало кустов сирени. Они, а также груши и яблони, – это то, что осталось от частной застройки, которая находилась на склонах яра лет 30 назад. Сейчас только на Макаровской улице сохранилось несколько частных домов, все остальные постройки – это гаражи. О Репьяховке городская власть резко вспомнила пару лет назад.

Начали разрабатывать проекты застройки, выдвигалась даже идея пустить здесь фуникулер. Пока начали жилую застройку верховьев – возле телецентра. А ниже яр еще живой и дикий – кто-то жжет мусор, на дне течет ручей, хоть и спрятанный в трубы.


3. Кмытов Яр – промышленный
Один из оврагов Татарки носит имя Кмытов, пролегающий от улицы Багговутовской до Глубочицкой. Знаменателен он тем, что именно в нем начиналась одна из основных киевских рек – Глубочица, в которую впадал ручей Кмытов. Почему овраг Кмытов? 

Есть две версии. Или от слова «кмет» – княжеский дружинник времен Киевской Руси, или от первого владельца местности – дворянина по фамилии Кмыт, купившего эти земли в 1829 году. А с ХIХ века до 70-х годов ХХ века большую часть яра занимали частные усадьбы с садами. Старожилы вспоминают, что здесь было зелено, и казалось, что находишься на даче, а не в городе. 

В детстве некоторые из них даже ходили ловить рыбу на озеро, оставшееся от Кмытового ручья. Сейчас улица Кмытов Яр существует только на карте, на местности домов с таким адресом не встречается. Дно оврага огорожено глухим забором, за которым притаилась промзона. Местные жители говорят, что она принадлежит заводу им. Артема.

Через щель в заборе видны некоторые из этих хозяйственных построек, но большая часть оврага, заросшая дикой растительностью, предприятием не используется. А в низовьях оврага, перед его «впадением» в улицу Глубочицкую, ведется мощное строительство. На заборе, правда, нет никакой вывески с указанием, что же здесь будет. Зато написано пожелание местных жителей: «Хотим здесь парк с фонтаном!»


4. Вознесенский Яр – элитный
Вознесенский Яр в скором будущем грозится стать одним из самых дорогих мест в городе. Здесь собираются строить жилищно-офисный микрорайон, где цены на жилье будут выше, чем на Грушевского, 9а. 

За его сказочную архитектуру с башенками, мостиками, арочками, шпилями, а также виадуком в архитектурной среде микрорайон прозвали «Диснейлендом». Градсовет рекомендовал проектировщикам продолжить работу над объектом, «несколько «уняв» его архитектуру и учтя рекомендации управления противооползневых работ». 

До сих пор из-за оползней строить столь мощные комплексы на местных высотах и низовьях не решались. Как-никак перепад рельефа – 40–45 м. Застраивая это историческое место (яр ограничен улицами Кудрявской, Глубочицкой, Вознесенским спуском и Косогорным переулком), проектировщики декларируют свое уважительное отношение к исторической среде – новый комплекс построят как раз на месте бывших городских валов и ворот, связывавших в незапамятные времена Верхний город с Нижним. 

Само название тоже историческое. Происходит, вероятно, от церкви Вознесения, которую тут построили в XVIII-XIX веке, а отстроили заново пять лет назад. Еще совсем недавно на главной улице «Вознесенки» – Вознесенском спуске (до последнего времени ул. Смирнова-Ласточкина), кроме художественной академии и больницы ученых, стояли также небольшие частные домики. Но застройку постепенно уничтожили, а вот гаражи и мусорные кучи остались.


5. Бабий Яр – трагический
Бабий Яр – один из крупнейших киевских оврагов: его длина достигает 2,5 км, а глубина – 50 м. Он тянется от улицы Дорогожицкой до Фрунзе. Есть версия, что его название происходит от расположенного тут когда-то капища языческой богини смерти, называемой древними «Бабой». 

А в летописи XV века сказано, что владелица этих земель (баба) завещала свои владения Доминиканскому монастырю. По мнению некоторых исследователей, грустная слава у Бабьего Яра появилась еще до войны – здесь массово хоронили крестьян, умерших во время голодомора 1932–1933 годов. А в 1941–1943 годах здесь же фашисты расстреливали мирное население. В Бабьем Яру погибло около 100 тысяч киевлян: стариков, женщин, детей – в основном евреев. Сейчас на его территории установлен памятник погибшим и несколько памятных знаков.

После войны злополучный овраг власть решила превратить в резервуар для жидких отходов цементного завода. Несостоятельность проекта привела к Куреневской трагедии 1961 года, когда прорыв дамбы выпустил на Куреневку тонны грязной жижи, затопившей около четырех десятков домов, разрушившей трамвайное депо и часть стадиона «Спартак».

Грязь погребла под собой полторы сотни человек, по официальной версии, и полторы тысячи по версии исследователей. Энтузиасты создали Музей Куреневской трагедии, а возле «Спартака» строится часовня в память о погибших. На территории Бабьего Яра расположился парк.


6. Протасов Яр – горнолыжный
Протасов Яр у горожан в почете. Его именем назван не только действующий спуск, но и железнодорожная станция, и спортивно-оздоровительный комплекс. Овраг находится как раз между двумя известными киевскими горами – Батыевой и Байковой, начинаясь от пересечения улиц Соломенской и Амосова, захватывает ряд улочек и, пройдя под железнодорожным мостом, заканчивается у речки Лыбедь. 

Один из его склонов – любимое место фанатов горных лыж и сноубордов, для которых здесь действуют 2 трассы и 2 подъемника. Фонари позволяют кататься и ночью. Местные трассы считаются довольно приличными – не зря здесь проводили кубок Европы по горнолыжному спорту. По идее, четыре с половиной месяца здесь лежит снег, если не естественный, то «надутый» из пушек. Хотя и в теплое время года спорткомплекс не простаивает. 

Несколько лет назад с крутостью горнолыжных спусков могла поспорить центровая улица оврага – спуск Протасов Яр, представлявший собой почти горный серпантин. Сейчас это сравнительно пологая скоростная автомагистраль, по которой движутся троллейбусы и автотранспорт. 

А что касается названия этого «спортивного» яра, то, как обычно, существует две версии – или же здесь жил какой-нибудь легендарный крестьянин Протас, или же этими землями владел состоятельный человек. В данном случае землевладельцем был генерал Протасов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.